Анализ стихотворения Блока «Город в красные пределы…»

Стихотворение «Город в красные пределы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Город в красные пределы…» было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е.П. Иванову. Образы из этого произведения затем были исполь­зованы Блоком в его статье «Безвременье».

Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатле­нием героя, переданном в метафоре:

Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело Кровью солнца окатил.

Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впе­чатления:

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон — Все закатом залито.

Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: «Блещут искристые гривы Золо­тых, какжар, коней», «Красный дворник плещет ведра С пьяно- алою водой», «Пляшут огненные бедра Проститутки площад­ной». Заканчивается стихотворение яркой деталью, переклика­ющейся с первоначальным впечатлением героя:

И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный Окровавленный язык.

Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет — это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные крас­ки призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его об­реченность. Исследователи считали, что такое восприятие горо­да сложилось у Блока под воздействием урбанистической лири­ки В. Брюсова («сборник Urbi etOrbi»),

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («грязно-рыжее пальто», «гулкий пляс»), метафора («Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил»), сравнение («Золотых, какжар, коней»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («Город в красные пределы») и ассонанс («Серо-каменное тело Кровью солнца окатил»).

Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантас­тических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апо­калипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город — это «страшный мир» поэта. «Почему Блок писал о городе так — «в формах кри­ка, безумий и мучительных диссонансов?» Сама действитель­ность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-затуманенным зрением, подсказывала содержание и мелодию сти­ха. Русская действительность на рубеже двух веков, накануне пер­вого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безу­мий и диссонансов. Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении».

Произведение мы можем рассматривать в контексте опреде­ленной городской лирики Блока — стихотворений «Последний день», «По городу бегал черный человек», «Повесть», «Вечность бросила в город», «Гимн», «Обман».

Здесь искали:

  • город в красные пределы анализ
  • город в красные пределы
  • блок город в красные пределы анализ
Опубликовано в Сочинения.