Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ»

Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жиз­ни людей, о влиянии творчества на творца, о связи ис­кусства с вопросами морали, нравственности. Но отве­чает на эти вопросы, связанные с темой поэта и поэзии, А. Блок очень оригинально, необычно, нетрадиционно. Исследователи творчества Блока говорят, что это было связано с изменением характера времени, с кризисом традиционной системы нравственных и религиозных ценностей, а также с философскими поисками симво­листов. «Именно в символизме и нашла свое прямое вы­ражение великая трагедия современного поэтического слова, которое, задыхаясь среди каменеющих громад нигилистического сознания, бунтует, и бьется, и исте­кает кровью, пытаясь во что бы то ни стало раздвинуть тесные стены своей темницы и вырваться из душного подземелья на светлые просторы религиозного приятия жизни», — пишет Б. М. Энгельгардт.

Трагическое мироощущение проявляется уже в первой строфе стихотворения. В напевах Музы поэт слышит весть о гибели, проклятие священных законов. Муза увлекает лирического героя в ад. В третьей строфе это падение ли­рического героя вслед за своей Музой прямо приводит их к «неяркому, пурпурово-серому» кругу. Символика цветов указывает на круги ада, речь идет именно о преисподней. Муза, творчество обладает такой страшной силой, что может «низвести» не только поэта, но даже ангелов.

В четвертой строфе в стихотворение входит тема без­различности Музы к вопросам морали, добра и зла: «Для иных ты — и Муза и чудо. Для меня ты — мученье и ад». И в дальнейшем речь идет в основном о «взаимоотноше­ниях» лирического героя-поэта с такой Музой, людьми, покоренными ею, созданиями, вдохновленными ее пес­нями. Поэт хотел бы, но не может оставить свою Музу, вынужден принимать страшные дары — «проклятье кра­соты», «страшные ласки», «роковую отраду», «безумную усладу». Эти оксюморонные словосочетания делают ри­суемую картину еще более контрастной и страшной. Муза хочет поселить в мире и душе поэта непримиримое, хо­чет, чтобы поэт ощутил прелесть «попиранья заветных святынь».

Во многом Блок передает в этом стихотворении то ми­роощущение, которое принято называть декадентским. И не случайно его Муза приходит к поэту как посланница ночи, времени, когда побеждают силы преисподней, зла. Она заменяет лирическому герою смерть, как бы дает че­рез себя познать потусторонее: «Не погиб я, но лик твой заметил и твоих утешений просил».

Исследователи жизни и творчества Блока подчерки­вают, что нельзя в этом стихотворении видеть кредо са­мого поэта. Он говорит об одной из примет страшного мира, где даже творчество становится разрушительным, не утрачивая связи с прекрасным. А сам Блок в нрав­ственном отношении был традиционным, тонким и хоро­шо знавшим границу добра и зла. Блок — поэт очень ар­тистичный и надевает в облике лирического героя разные маски, в том числе и страшные.

Здесь искали:

  • к музе блок
  • к музе блок анализ
  • анализ стихотворения к музе блок
Опубликовано в Сочинения.