Анализ стихотворения ФЕТА «ЛАСТОЧКИ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА «ЛАСТОЧКИ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Ласточки» было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его — непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления.

В основе композиции стихотворения — сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки «над вечереющим прудом», ее «дерзновенье» напомина­ют поэту о природе вдохновенья как о чем-то запредельном, далеком от обыденности.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — это картина природы, описание полета ласточки, целиком захватившего лирического героя. Здесь мы видим постепенное развитие темы. Сначала он просто обо­значает явление — свой неизменный интерес к природе:

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом.

Затем явление конкретизируется — теперь мы явственно видим этот вечерний пейзаж. Одновременно герой обозначает здесь и свои собственные чувства:

Вот понеслась и зачертила —

И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила • Молниевидного крыла.

Следующие строчки — своеобразная кульминация, пере­ломный момент в развитии темы. Лирический герой обраща­ется мыслью к вдохновению. И это уже вторая часть произве­дения. Мы видим, что процесс творчества для него — это чудо, таинство, нечто выходящее за рамки обыденной жизни:

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная, поэт использует различные средства художе­ственной выразительности: метафору и риторический вопрос (заключительная строфа), эпитет («сосуд скудельный», «мол­ниевидного крыла»), анафору («И снова то же дерзновенье И та же темная струя»).

Произведения для сопоставления: В.А. Жуковский «Невырази­мое», Ф.И. Тютчев «Silentium», А. А. Ахматова «Творчество («Бы­вает так: какая-то истома…»)»

Скрепа: Мотив непостижимости творческого процесса; мотив дерзости художника, стремящегося передать живую жизнь в красках и словах; вдохновение как таинство.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения фета ласточки
  • анализ стихотворения фета
  • природы праздный соглядатай анализ
Опубликовано в Сочинения.