Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» Тютчева

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф.И. Тютчева

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» было создано в 1865 году. Мы можем отнести его к пейзажно-медитативной лирике с элементами философского размышления. Стиль — романтический. Жанр — лирический фрагмент.

В самом начале стихотворения лирический герой обращается к морю, словно к своему близкому другу:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Здесь используется местоимение «ты» (как и в стихотворениях Пушкина и Жуковского). Поэт одухотворяет, очеловечивает море:


В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Лирический герой восхищается картиной ночного моря, которая дана нам в динамике, в бесконечном движении:

На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Подобная картина представлена в стихотворении В.А. Жуковского «Море». Однако сразу же отметим разницу в мироощущении поэтов. В стихотворении Жуковского море и небо противостоят друг другу подобно противостоянию всего земного и небесного идеала. Тютчев же скорее утверждает их природное родство, гармоническое соседство:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

И сам лирический герой Тютчева тоже является здесь частью природного мира. Море очаровывает его, и он жаждет полного слияния с этой столь притягательной стихией:

В этом волнении, в этом сиянье.

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Композиционно в произведении выделим две части. В первой части поэт создает образ морской стихии (1-3 строфа), вторая часть — описание чувств лирического героя (4 строфа). В начале и финале стихотворения у Тютчева присутствует лирическое признание (герой восхищается морем) и морской лунный пейзаж. Поэтому в стихотворении кольцевая композиция.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («тусклым сияньем», «чуткие звезды»), метафору и инверсию («О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…»), олицетворение («Ходит, и дышит, и блещет оно…», «Чуткие звезды глядят с высоты»), сравнение («словно живое»), риторическое обращение и риторический вопрос и намеренную тавтологию («Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты?»).

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» Тютчева
5 (100%) 20 votes