Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк»

Стихотворение «Пророк».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка:..». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

Здесь искали:

  • пророк лермонтов анализ
  • анализ стихотворения пророк лермонтова
  • анализ стихотворения лермонтова пророк
Опубликовано в Сочинения.