Анализ стихотворения «Монолог» М.Ю. Лермонтова

Век и человек в русской поэзии

Анализ стихотворения «Монолог» М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность совпала с суровым десятилетием после восстания декабристов. То была тяжелая эпоха николаевской реакции, период, когда умные, мыслящие люди не могли найти достойного применения своим силам. Отсюда грустная тональность произведений поэта. Как точно заметил В.Г. Белинский, в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни», но «везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце» [5]. И одним из произведений, где поэт ставит эти вопросы необычайно остро, является стихотворение «Монолог», созданное в 1829 году. Оно является своеобразным предварением более поздних произведений Лермонтова — стихотворения «Дума» и романа «Герой нашего времени».

В «Монологе» удивительно точно и верно передано то мироощущение, которое было свойственно Печорину:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанъя, жажда славы.

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Умный, порядочный, одаренный человек в России обречен на бездействие, ему негде применить свои таланты.

В стихотворении «Монолог» М.Ю. Лермонтова лирический герой критически оценивает черты современной ему действительности, века, времени, общественного уклада. Произведение проникнуто обличительным пафосом и горькими размышлениями «о времени и о себе». В стихотворении звучат грустные интонации. Лирический герой стихотворения с горечью осознает, что жизнь его и его современников бесплодна, «пасмурна», лишена какого-либо смысла и цели. Однако он не судит современное поколение, но сочувствует ему, осознавая наличие многих достоинств и невозможность их применения в жизни людей своего времени.

Стихотворение «Наш век» Ф.И. Тютчева — это «эстетический вариант несостоявшейся молитвы» [2]. Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Поэтому лирический герой исполнен тревоги за будущее человечества. Финальные строки стихотворения перекликаются с евангельской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого немым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» В стихотворении Тютчева сама возможность искупительной молитвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества [2]. Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.