Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блок

«Мы встречались с тобой на закате…» (1902)

Это стихотворение Александра Блока относится к циклу «Стихи о Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых — в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты пере­ходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Начало:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив…

Конец:

Белый стан, голоса панихиды И твоё золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуло­вим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной зем­ной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив». И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты».

Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе.

Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы…»), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке ве­чернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померк­ли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведе­ния автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл.

Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таин­ственности, но всё же это «закат» их романтиче­ских отношений. Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему бо­готворит Её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:

Приближений, сближений, сгораний —

Не приемлет лазурная тишь…

На женщине — белое платье. Белый цвет — сим­вол смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показа­но застывшим без движения — «золотым». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лири­ческого героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное поминание усопших).

Блок использует разнообразные средства художе­ственной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; безмолвная встреча; лазур­ная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя. Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие. Метафоры (утончённость мечты; голоса панихиды) подчёркивают земную, реальную картину происходящего.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Стопа трёхсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрёстная.

Здесь искали:

  • мы встречались с тобой на закате
  • вопросы по стихотворению мы всьречались с тобой на закате
  • анализ стиха блока по плану Мы встречались с тобой на закате
Опубликовано в Сочинения.