Анализ стихотворения Огонек — Исаковский

Анализ стихотворения Огонек — Исаковский

М.В. Исаковский — известный поэт-песенник, сумевший в своем творчестве отразить лирическую сторону националь­ного характера — чуткое понимание красоты в природе, в че­ловеке, в поступке, тонкость и стыдливость чувства, любовь ко всему живому. В отличие от других поэтов, М. Исаковский не был на фронте. Тяжелая болезнь глаз заставила его остать­ся в тылу (еще в детстве ему угрожала полная потеря зрения). Об этой личной трагедии поэт писал трудными и скорбными словами:

И горько мне, что я — больной и хворый,

Что без меня идут они на бой,

На бой за родину, судьба которой Навеки стала нашею судьбой.

«Это написано в страшные дни 1942 года, и многое из того, о чем мечтал поэт, сбылось. Да, его песня стала неизменным спутником бойцов, она направляла оружие солдат».

Стихотворение «Огонек» было написано в 1942 году. Оно отличается стройной и гармоничной композицией. 19 апреля 1943 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». Многие композиторы пробовали написать музыку к этим сти­хам, однако автор дошедшей до нас песни остался неизвес­тен. Впервые песня прозвучала в 1947 году в исполнении Вла­димира Нечаева.

По своему жанру стихотворение близко к повествователь­ным жанрам, оно напоминает нам рассказ в стихах.

Первая строфа — это простой рассказ о расставании де­вушки с любимым, уходящим на войну. Эта строфа напоми­нает нам краткое сообщение об обычном факте. Но уже во второй половине строфы голос поэта становится более эмо­циональным, появляется образ, приобретающий символичес­кое значение:

И пока за туманами Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем Все горел огонек.

Простой огонек становится символом негасимой любви, «памяти матери-Родины о солдате»1.

Вторая строфа повторяет образную структуру первой. Вна­чале поэт скупо сообщает факты: «Парня встретила славная Фронтовая семья…». Затем вновь следует эмоционально окрашенное четверостишие. Герой вспоминает о самом доро­гом в жизни:

Но знакомую улицу Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонек?

«Здесь эмоционально новый оттенок, строки звенят свет­лой тоской по утраченному. Но огонек не потух, он горит в памяти лирического героя. И за этим последуют еще две точ­но так же построенные строфы, где в первой половине сооб­щается факт, а во второй дано его поэтическое осмысление. И всюду будет меняться эмоциональное настроение в рефре­не. В третьей строфе грусть сменится надеждой:

Все, что было загадано,

В свой исполнится срок, —

Не погаснет без времени Золотой огонек.

У огонька, который сначала был просто огоньком, потом получил определенное назначение (мой огонек), появится эпи­тет «золотой». <…> И, наконец, в рефрене четвертой строфы чувство надежды и веры переходит в активное действие»:

И врага ненавистного Крепче бьет паренек За Советскую родину,

За родной огонек.

Стихотворение написано восьмистишиями — октавами. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: эпитет («золотой огонек», «врага ненавистно­го»), метафору («Что любовь ее девичья никогда не умрет…»), метонимию («Где ж ты, мой огонек?»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Всюду были товарищи, Всюду были друзья…»), инверсию («Но знакомую улицу Позабыть он не мог…»).

Здесь искали:

  • огонек рубиновый фраза в стихотворении
  • о чём стихотворение исаковского Родное анализ стихотворения сыплет спелые орехи
  • о чем стихотворение огонек
Опубликовано в Сочинения.