Аргументы для сочинения егэ

Человек и природа

Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

  • И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихо­творение в прозе «Природа». Человек смертен, а природа веч­на. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для нее законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с легкостью дает жизнь и легко отнимает ее у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
  • Н.А. Заболоцкий — стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Вчера, о смерти размышляя…», «Метаморфозы». Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармо­нии, нет разумности. Человек — всего лишь мысль природы, «зыбкий ум ее». Человеческое сознание не в силах соединить «смерть и бытие». Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь «дыха ­нием цветов», ветвями большого дуба.
  • Б. Васильев — повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничто­жающим природу.
  • Чернобыльская катастрофа (взрыв на Чернобыльской АЭС, унесший жизни людей, когда в окружающую атмосфе­ру было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ), проблемы загрязнения озера Байкал, разрушение тер­ритории Кавказского заповедника.

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования?

  • К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей». Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.
  • Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Проблема дефицита милосердия по отношению к животным. Равнодушие, жестокость людей

  • Ф. А. Абрамов — рассказ «О чем плачут лошади». Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему та­кую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботи­лись о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и по­просили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьян­ской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленич­ные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цве­тастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начи­щенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фрон­тах всех войн лошади воевали, многие погибли. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется у нас первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зача­стую забывает о них, почти все животные сгорблены от рабо­ты, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправед­ливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзь­ям и помощникам — лошадям.

Проблема бездушного отношения людей к прекрасному

  • Ф.М. Достоевский — роман «Идиот». В романе Ф.М. До­стоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красо­ты. Красота Настасьи Филипповны, призванная спасти мир, уничтожена и растоптана ее опекуном, барином Тоцким. Став жертвой чувственности барина Тоцкого, а затем предметом ци­ничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь размышляет над ее портретом: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две кос­точки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!». А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же портрет, находит, что красота — такая «сила», с которой «можно мир перевернуть!». В романе звучит фило­софская мысль автора о жестокости мира, уничтожающего красоту.

Язык и речь. Влияние книги на человеческую душу

Проблема бережного отношения к русскому языку, чуткого, уважительного отношения к русскому слову. Проблема засорения языка жаргонизмами, иностранными словами, канцеляризмами, матом.

  • И.С. Тургенев — стихотворение в прозе «Русский язык». Автор говорит о том, что русский язык поддерживает его во дни «сомнений», «тягостных раздумий» о судьбах России. В душе его оживает вера в то, что такой язык дан великому народу.
  • Н. Галь — книга «Слово живое и мертвое». В своей книге Н. Галь исследует такие языковые явления, как засилье в язы­ке канцелярского стиля, засорение речи словами-штампами, жизнь иностранных слов. Также очень много размышляет она о труде переводчика, приводит примеры удачных и неудачных переводов.
  • М. Кронгауз — книга «Русский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Автор исследует такие языковые явления, как слова-паразиты, модные слова, перегруженность языка молодежным жаргоном и жаргоном интернет-пользователей, засилье цифр в названиях, гламур­ная лексика, русский мат, речевой этикет в обращениях, при­ветствиях, политическая лексика, реформа русского языка.

Образование. Наука. Профессия.

Какую роль играет образование, наука в жизни человека, в развитии его личности, в развитии общественного прогресса?

  • Деятельность Ломоносова и ее значение для развития российской науки.
  • М.В. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восше­ствия на всероссийский престол ея величества государыни им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». В этом произве­дении поэт говорит о значении науки в человеческой жизни, о том, насколько целительно влияние ее для любого возраста, для жизненных невзгод: «Науки юношей питают, Отраду ста­рым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…».
  • В. Дудинцев — роман «Белые одежды». В основе сюжета лежит реальная история преследования ученых-биологов со­ветскими властями, конфликт их с академиком Лысенко, ко­торый осуществил разгром советской генетики, объявив ее «лженаукой». В результате деятельности Лысенко были лик­видированы все исследования по перспективным направле­ниям биологии, уничтожена научная база сельского хозяй­ства, была полностью дискредитирована советская наука за рубежом. Все это, безусловно, тормозило развитие науки, об­щественного прогресса, страны. Эпиграфом к роману автор взял слова из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облечен­ные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?». Кого же здесь имеет в виду автор? Вероятно, людей, не предавших сво­их убеждений, тех, кто служил вечной истине, правде, науке. Такими героями у Дудинцева являются Федор Иванович Дежкин, Стригалев, полковник Свешников. Им в романе противопоставлены персонажи, выбравшие путь лжи, коры­сти, материального благополучия, — Краснов, академик Рядно. Таким образом, роман Дудинцева поднимает важней­шие жизненные вопросы — поиска истины, нравственного выбора ученого, значения науки в жизни человека и общества в целом.

Проблема выбора профессии, жизненного пути, поиска предназначения

  • В.В. Маяковский — стихотворение «Кем быть?». В этом стихотворении поэт в шутливой форме размышляет о различ­ных профессиях, о возможностях юного человека избрать себе настоящее увлекательное дело.
  • Ю. Герман — трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Главным героем трилогии является врач-хирург Владимир Устименко, всю свою жизнь посвятивший своему любимому делу. Мы узнаем о юности героя, о его первых успехах в медицине, о любви, об участии в качестве военного врача в Великой Отечественной войне, о послевоенных годах. Трилогия рассказывает нам о становлении личности врача, вся жизнь которого подчинена выполнению профессионального долга.

Каковы особенности профессии врача? Проблема долга доктора перед каждым человеком, перед обществом

  • Б. Полевой — повесть «Доктор Вера». Героиня повес­ти — молодой хирург Вера Трешникова. Во время Великой Оте­чественной войны, в октябре 1941 -го, она остается в госпита­ле вместе с ранеными, которых не успели эвакуировать. В те­чение долгих месяцев оккупации городка она ведет опасную игру с гестапо, согласившись стать начальником немецкого госпиталя для гражданских лиц. Но только так можно было спасти жизнь раненых советских бойцов. Героиня Полевого демонстрирует нам честное выполнение своего врачебного долга перед обществом, является примером душевной стой­кости, мужества, беззаветной преданности своему делу.
  • Н. Амосов — повесть «Мысли и сердце». Автор повести «Мысли и сердце» — известный хирург Н. М. Амосов. В этой книге он ставит вопрос о долге врача перед своими пациента­ми, о врачебной этике, размышляет о кибернетике, о приме­нении ее в медицине. Он рассказывает о случаях из своей практики, об удачных и неудачных операциях, о борьбе хи­рургов за человеческие жизни, о смерти. Повествование по­рой напоминает исповедь, в которой автор предельно откро­венен со своим читателем и с самим собой. Мы видим, каким нелегким, сложным является труд хирурга, какой самоотда­чи, душевной стойкости, благородства требует от человека эта профессия.
  • Ф. Углов — автобиографическая повесть «Сердце хирур­га». В этой книге Ф. Углов рассказывает о своей жизни, се­мье, учебе в университете, сельской практике, о своей работе в Ленинграде, в Абхазии. Смелый экспериментатор, талант­ливый хирург, он спас жизни тысячам людей. Работа стала его истинным призванием, он посвятил этому занятию всю свою жизнь.

Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом.

  • Ч. Айтматов — повесть «Первый учитель». Основное со­держание повести — это письмо-исповедь главной героини, известного ученого, преподавателя. Она вспоминает свое детство, своего первого учителя Дюйшена, который открыл в их ауле первую школу, учил детей, переносил их зимой через ле­дяную воду, т.к. дорога в школу шла через небольшую речку, всеми силами своими боролся против косности и невежества местных жителей. Среди учеников его была очень способная девочка Алтынай. Но она была сиротой, и родственники вско­ре насильно выдали ее замуж. Однако учитель вмешался и спас Алтынай, а затем отправил ее в город, где она смогла учиться дальше. И образ первого учителя навсегда остался в ее сердце. Герой Айтматова — настоящий подвижник, и под­виг Дюйшена — в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию.
  • В. Распутин — повесть «Уроки французского». «Стран­но: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик от­казывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становит­ся известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки француз­ского становятся для рассказчика уроками доброты, сердеч­ности, благородства.

Искусство, поэзия. Музыка, живопись

В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?

  • Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству требует от че­ловека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми.
  • А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, тво­рящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — го­ворит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Мо­царта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, без­защитен перед жизнью.
  • И.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор ис­следует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий че­ловек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любя­щий Россию, людей, природу. В душе его нет ни Тени корыс­ти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.
  • Ф. Искандер — книга « Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о приро­де подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Так­же он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, сол­нечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку.

Проблема природы творческого процесса.

  • А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество». В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глу­хой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который за­ставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к откры­тию сокровенного: “Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котом­кой лихо…”». Этот звук подчиняет себе все остальное: раска­ты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть: Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора.
  • А.А. Ахматова — стихотворение «Мне ни к чему одичес­кие рати…». В этом стихотворении А. Ахматова пишет о при­роде творческого процесса. И поэт здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «жел­тый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах све­жий», «таинственная плесень на стене». И все это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции: И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне.

Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз?

  • Н. Полевой — повесть «Живописец». В своем произведе­нии Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции при­держивается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обще­стве. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
  • А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»).
  • Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали­ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.
  • М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей -любви, свободы, творчества, поиска истины.

Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?

  • Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блока­ды некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего 15 музыкантов, для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из во­енных частей. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в бло­кадном Ленинграде. Исполнял симфонию Большой симфо­нический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Этой сим­фонии придавалось огромное значение. Несмотря на авиа­удары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон: моряки, вооруженные пехотинцы, завсегдатаи филармонии — все пришли на концерт. Новое произведение Шостаковича произвело огромное впечатление: слушатели плакали, не скрывая слёз. Гениальная музыка су­мела передать то лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Ленинграду и стране.

Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством?

  • А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасно­му: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гай­ден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музы­ки очищается душа его от зависти. И только тут герой начи­нает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт от­равлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «но­вого Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррацио­нальная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодей­ство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.
  • А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рас­сказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жиз­нью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно уми­рает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о сво­ей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, кото­рая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в ко­торой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным его слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. Музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духов­ного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавле­ние от несчастий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Рот­шильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «зо­лотой отблеск бросает на нас искусство».
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шиш­ками». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь.
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до лю­бой души и пробудить ее.

Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?

  • Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?»)
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Бег времени». Автор раз­мышляет о том, что у художника особое видение мира, челове­ка, природы. Одно мгновенье — и рождается шедевр, чудо, восхищающее окружающих.

Философские проблемы.

Проблема противостояния добра и зла в мире.

  • М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во­ланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным во­площением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана от­крывает «истинное лицо» многих персонажей — деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой — взяточники мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реаль­ный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьяволь­ское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. По­этому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего худож­ника счастье на земле невозможно. В мире, где все определя­ется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостоя­ние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Что такое духовность? Проблема понимания духовности.

  • А.С. Пушкин — стихотворение «Пророк». Тема духовно­го прозрения личности звучит в стихотворении А.С. Пушки­на «Пророк». Традиционно мы привыкли видеть в этом сти­хотворении становление поэта, однако попробуем рассмот­реть это произведение в ином ракурсе. Реминисцентным ис­точником произведения стал рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться — от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рас­сматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения — идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» челове­ка со своими пороками, о преодолении их, постепенном очи­щении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина — это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию.
  • Жизнь и деяния Серафима Саровского, деятельность ма­тери Терезы, академика Д.С. Лихачева.
  • Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культу­ра», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь при­обретает для него содержательность».

Как найти прекрасное в обыденном, в давно знако­мом пейзаже, человеке?

  • А.С. Пушкин — стихотворение «Зимнее утро». В этом стихотворении звучит мотив «прекрасного в обыденном». Ут­ренний зимний пейзаж предстает в восприятии поэта чудес­ной картиной пробуждения природы после ночного сна: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на сол­нце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». Состояние при­роды здесь гармонично перекликается с душевным состоя­нием лирического героя. В мире его царит радость, любовь, веселье.

Проблема самосовершенствования. Как человеку бороться со своими пороками, как преодолеть их?

  • А. И. Герцен — книга «Былое и думы». Жанр: синтез ме­муаров, публицистики, автобиографического романа, лите­ратурных портретов, исторической хроники, новелл. Писа­тель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям ок­ружающих. Сердце такого человека смягчается в результате тяжелых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его обращается на собственные недостатки, он начинает со­знавать, насколько дурен он сам. С тех пор роль судьи и кри­тика вызывает в нем отвращение.
  • Жизнь Л.Н. Толстого, его самообразование и самовос­питание, борьба со своими пороками (ленью, тщеславием, кутежами, страстью к карточной игре), размышления о смысле жизни, стремление к добру, справедливости.

Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни

  • А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В ро­мане «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт пред­ставляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущени­ем, противоположными взглядами на жизнь. Онегин —

Какова роль веры в человеческой жизни?

  • А.С. Пушкин — стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим пере­ложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.
  • М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той ми­нуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — ос­тается лишь мир, покой, надежда.
  • Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий чело­век не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для стра­ны и народа.

Юность, зрелость, старость, человеческий возраст.

Что значит пора юности в жизни человека?

  • Ю. Мориц — стихотворения «Когда мы были молодые…», «Хорошо — быть молодым!» Особое восприятие мира, приро­ды в молодые годы. Юность — прекрасная пора, человек нео­пытен, делает ошибки, склонен мечтать. Все видится иначе, чем в зрелые годы.
  • Б.Ш. Окуджава — стихотворение «Быстро молодость проходит…». Осмысление автором ушедшего времени. Осоз­нание того, что с годами приходит мудрость, опыт. Он дается человеку тяжело, путем проб и ошибок: «лоб в поту, душа в уши­бах». Грустное осознание, что вместе с опытом уходит возмож­ность восприятия жизни как загадки. Человек мудреет, делает меньше ошибок. Дорога его становится ровной, гладкой.
  • К. Паустовский — рассказ «Рождение рассказа». Звучит мотив животворного влияния юности на человеческую душу. Юная девушка рождает в писателе порыв вдохновения.

Проблема скоротечности времени, подчиненности человека общему закону природы

  • А.С. Пушкин — стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Автор размышляет о бренности человеческого бы­тия. Антитеза смерти и «младой жизни». Равнодушный взгляд природы на эти процессы.
  • М. Цветаева — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» Авторское осмысление конечности своего суще­ствования. Человек — лишь песчинка в огромном Космосе. Его жизнь может промелькнуть незаметно. А небо вечно.
  • С. Есенин — стихотворения «Не жалею, не зову, не пла­чу…», «Отговорила роща золотая…» В первом стихотворении звучит мысль автора о бренности человеческой жизни, но мысль — просветленная. Лирический герой мирится с этим и благословляет человеческий век, признает разумность и гар­монию законов природы. Во втором стихотворении звучит го­речь, сожаление о безвозвратно ушедшей юности. Антитеза юности и зрелого возраста. Мысль о конечности человечес­кого существования. Мотивы тоски, тихой грусти. Но все разрешает светлый аккорд: юность прошла не зря, в смене жизненных периодов есть смысл, как в смене времен года.

Проблема одиночества человека в этом мире

  • А.П. Чехов — рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рас­сказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска.

Проблема наглости и хамства в человеческом общении

  • С. Довлатов — статья «Это непереводимое слово «хам­ство». В своей статье С. Довлатов рассказывает о том, что В. Набокову, читавшему лекции в американском университе­те, было очень трудно объяснить американским славистам, что такое «хамство». По мысли автора, хамство — это «гру-
  • Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге Ф. Искандер размышляет о том, что такое грубость и хамство. Он сетует на то, что эти понятия часто обозначаются красивым словом «дерзость». Од­нако смысл явления от этого не меняется.

Проблема пьянства в современном обществе

  • Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». В этом романе Ф.М. Достоевский представляет нам «дно» пе­тербургской жизни. Трогательно-жалким, несчастным пред­стает в романе спившийся чиновник Мармеладов. Осознавая пагубность своей дурной привычки, он не может побороть ее. Семья его на краю гибели, дочь Соня вынуждена стать про­дажной женщиной, чтобы помочь всем выжить. Сам Марме­ладов погибает под колесами богатого экипажа.
  • А.М. Горький — пьеса «На дне». В этой пьесе автор пред­ставляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошен­ных на «дно жизни». Одним из персонажей является Актер. Он беспробудный пьяница, опустившийся человек, страдаю­щий от бессмысленности собственного существования. В финале он кончает жизнь самоубийством, так и не найдя в себе сил бороться с беспощадной действительностью и с са­мим собой. Позиция автора здесь вполне определенна: пьян­ство — абсолютное зло, оно не может спасти человека от жиз­ненных невзгод.
  • В. Астафьев — роман «Печальный детектив». В романе В. Астафьев изображает современное общество, в котором нет места порядочности, честности, радости. Картины, создан­ные писателем, не просто неприглядны и мрачны, но и страш­ны: разбой, насилие, пьянство. Человек в пьяном виде у Аста­фьева подобен зверю: отвратительны пьяные парни, напав­шие на тетку Граню, отвратительна алкоголичка Урна, безоб­разна сцена, в которой пьяные хулиганы пристают к Сошнину в подъезде его родного дома, ужасающа сцена убийства моло­дой беременной женщины на железнодорожной насыпи. Пьянство, по мысли писателя, — страшное зло, ввергнувшее мир в хаос, ведущее общество к полной деградации.

Каким должен быть настоящий интеллигент? Каковы его жизненные приоритеты? Проблема интеллигенции и революции, проблема взаимодействия интеллигенции с народом

  • М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой пове­сти М А. Булгаков создает образ подлинного московского ин­теллигента — профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает еще и не­зависимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отноше­нии к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разру­ха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталю «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становит­ся для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, на­глого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни ма­лейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное дей­ствие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над приро­дой и человеком, форсирование естественного процесса эво­люции оборачивается неизбежной трагедией. И история под­твердила нам правоту гениального писателя.
  • Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое ин­теллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент — это доброжелатель­ный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать зна­ния. Интеллигентность, по мысли ученого, — это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье.
  • Образ академика Д.С. Лихачева, подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки.

Проблема детской и юношеской жестокости, насилия, преступности в современном обществе

  • Л. Разумовская — пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». В этой книге автор говорит о жестокости, цинизме подрост­ков, потере ими всех нравственных ориентиров. Ученики при­ходят к своей учительнице и просят у нее ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Они планируют заменить их правильно выполненными вариантами. Елена Сергеевна отказывается помочь им. Тогда они пускают в ход грубость, подкуп, мольбы, угрозы, шантаж, пытаясь морально сломать героиню. Однако им этого не удается. Автор здесь представ­ляет нам новое поколение — циничных, безнравственных лю­дей, озабоченных лишь карьерой, материальным благополу­чием. Им противопоставлена наивная учительница, защища­ющая совсем иные ценности.

Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень

  • А. Блок — цикл стихотворений «На поле Куликовом». В цикле «На поле Куликовом» А. Блок обращается к одному из самых тяжелых периодов русской истории — татаро-мон­гольскому нашествию. Центральной темой произведения ста­новится тема Родины, поэт пытается осмыслить весь многовековой исторический путь России. Сопоставляя прошлое и настоящее, поэт пытается предвидеть будущее. История пред­стает перед ним в неумолимости и неизбежности своего дви­жения сквозь кровь, горе, битвы. Таковой была Куликовская битва. Таково прошлое России, таким может быть и ее буду­щее. Заканчивается стихотворение мыслью поэта о грядущей битве: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека

  • Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель краса­вицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаива­ется в своих грехах, обретает душевное умиротворение в мо­настыре.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом ро­мане автор открывает нам душевную красоту русского наро­да. Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов, Денисов, Тушин, Тимохин, Платон Каратаев — все эти герои имеют некие общие черты. Это доброта, человечность, любовь к Рос­сии. Ростовы отдают свои подводы раненым солдатам, на войне погибает их младший сын — Петя, Наташа ухаживает за уми­рающим князем Андреем, примирившись с ним. Также рус­ские люди у Толстого очень поэтичны, музыкальны, госте­приимны, обладают широкой душой. Так, семья Ростовых очень хлебосольна, у них всегда много гостей, они не умеют экономить, прощают старые долги близким друзьям. Прекрас­на в романе сцена охоты, сцена пляски Наташи, ее мечтаний в Отрадном. Таким образом, любовь к природе, к Родине, му­зыкальность и поэтичность, доброта, широта души, госте­приимство, семейственность, мужество, близость к народу — вот лучшие характерные черты русских натур в романе.
  • М.А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». В этом рас­сказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великоду­шие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность.

Проблема противостояния личности и власти, государства.

  • А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема про­тивостояния личности и государства необычайно остро по­ставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судь­бу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В од­ночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному ку­миру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отсту­пает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Пе­тербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для сла­вы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Где же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока не­преодолим.
  • О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы вре­мени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лири­ческому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страш­ное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказы­вается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение по­строено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие.

Проблема чинопочитания. Каким предстает российский чиновник?

  • А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

Проблема парадоксальности России, русской жизни

  • Ф.И. Тютчев — стихотворение «Умом Россию не понять». В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке Рос­сии и русской души. Страна наша иррациональна, она не под­дается традиционному взгляду, ее нельзя измерить «общим ар­шином». В Россию нужно только «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека.

Нравственные проблемы: добро, зло, предательство, жестокость, дружба, правда и ложь, совесть. 

Проблема душевной черствости, бестактности, равнодушия в отношениях людей

  • В. Тендряков — повесть «Ночь после выпуска». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия, бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие присутствуют в отношениях школьников, счи­тающихся друзьями. И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают другу друга откровенно. И выясняет­ся, что в отношениях этих нет теплоты, отзывчивости, пони­мания, сочувствия. Эгоизм, себялюбие, черствость, желание покрасоваться — только эти черты они видят друг в друге. Лишь в финале повести герои начинают понимать, что в каж­дом человеке есть хорошее и плохое. Школа, дав ребятам зна­ния, не научила их благородству, умению прощать, дружить, любить…

Каким должен быть настоящий друг? Каково значение дружбы в нашей жизни? Проблема обретения друга и сохранения дружбы в течение всей нашей жизни

  • А.С. Пушкин — стихотворение «19 октября». Это самое известное стихотворение А.С. Пушкина, посвященное «ли­цейскому братству». Строки его стали хрестоматийными: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. В этом произведении поэт вспоминает своих лицейских друзей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, а также тех, «кто не пришел», «кого меж нами нет». Заканчивается стихо­творение слиянием двух мотивов — мотива пира и мотива бы­стротечности времени. В финале поэт рисует образ единствен­ного оставшегося в живых друга, который переживет всех ос­тальных и в одиночестве будет праздновать очередную лицей­скую годовщину.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Бол­конского и Пьера Безухова. Отношения двух последних геро­ев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллектуальную об­щность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг дру­га в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспоко­ится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохо­ва. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, — это то, ради чего сто­ит жить.

Проблема предательства своих убеждений, идеалов, друзей, Родины

  • Н.В. Гоголь — повесть «Тарас Бульба». В этой повести необычайно остро поставлена проблема предательства чело­веком своих идеалов, убеждений, Родины. Таким героем у Го­голя является сын Тараса Бульбы Андрий. Любовь к краса- вице-полячке поглощает его целиком, ничему не оставляя ме­ста в его душе. Нет больше для него Родины, своего народа, уз товарищества. И Тарас Бульба убивает Андрия, так Как свято верит в правоту своего дела, остается верным своей Отчизне.

Проблема душевной стойкости, воли к  жизни

  • Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести Б. Полевой рассказывает нам о подвиге русского лет­чика Алексея Маресьева. Сбитый вражеским самолетом, он очнулся в лесу и понял, что тяжело ранен. Однако он не сдал­ся, а стал пробираться к своим, несмотря на то, что ноги отка­зывали ему. Маресьева спасли деревенские жители, потом он был доставлен в госпиталь. Летчика оперировали, и он ли­шился ног. Однако и в этой ситуации герой не сдался, а стал мечтать о возвращении в строй. И он смог воплотить свою мечту в жизнь.

Любовь, брак, взаимоотношения в семье. Отцы и дети.

Что такое настоящая, подлинная любовь?

  • Ф.И. Тютчев — стихотворение «Предопределение». Лю­бовь — это соединение родственных душ, их слиянье, счас­тье. Но это еще и «поединок роковой». Любовь в восприятии поэта всегда трагична.
  • И. Анненский — стихотворение «Среди миров». Пробле­ма избранности любви. Мы не понимаем, почему мы любим определенного человека — нам «темно с другими». В этом, по мысли поэта, загадка человеческой души.

Проблема возможного, но несостоявшегося счастья

  • А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В цен­тре романа «Евгений Онегин» — история несостоявшегося счастья. Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Однако он думает о том, что в сердце его нет места для любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней…». На самом же деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех. «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. И отношения героев завя­зываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смут­ного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». И только в финале романа герой начи­нает понимать, что он любит Татьяну. Однако теперь счастье их невозможно: она вышла замуж и будет верной своему мужу. Пушкинский герой доверяет лишь собственному жизненно­му опыту, его представления о жизни замкнуты в плену при­вычных стереотипов. Жизнь же, по мысли поэта, гораздо шире, мудрее и парадоксальнее практического опыта одного чело­века.
  • М. Цветаева — стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» Мотив героев, разминувшихся в жизни. Ос­трое переживание героиней отсутствия этой любви, ощуще­ние ею родственной души, желание быть вместе с героем.

Какой должна быть семья? Как можно достичь счастья в браке?

  • Л.Н. Толстой — повесть «Семейное счастье». Своеобраз­ный взгляд автора на брак, семью. Толстой считал, что в семье «роман не нужен». Жена должна уважать мужа, любовь при­ходит постепенно, гармония устанавливается не сразу. Важ­ны дети, мир в семье, взаимное уважение, нравственная, ду­ховная близость супругов.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом ро­мане наряду с «мыслью народной» очень важна «мысль семейная». Писатель представляет нам три семейства в рома­не — Ростовы, Болконские и Курагины. В мире первых царят чувства, эмоции. Эти герои добры, отзывчивы, гостеприим­ны, хлебосольны. У них вырастают добрые, сердечные дети (за исключением Веры). Вторые — рациональны, в семействе Болконских культ разума, строгости, порядка. У них вырас­тают очень порядочные, благородные дети. Курагины — се­мейство, в котором царят ложь, подлость, корысть, легкомыс­лие, страсть к богатству. Эти герои развивают в романе мотив фальшивой красоты, за которой нет сердечности и души. В финале мы видим новые счастливые семьи — Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая. Толстой воплотил в описа­нии жизни этих персонажей свой взгляд на крепкую, хоро­шую семью. Наташа и Пьер в романе — это родственные души, они обрели настоящее счастье. Княжна Марья своей нежнос­тью, напряженной, сложной духовной жизнью, терпимостью дополняет и усмиряет бурный, вспыльчивый нрав своего суп­руга Николая Ростова.

Проблема всепоглощающей власти чувств над человеком.

  • Н.С. Лесков — повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть — это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

  • Л.Н. Толстой — повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Са­вишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость… — помыкание Иленькой Грапом. Главный итог детства — все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире».
  • И.А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе автор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется… точно нехотя…». И вся природа там представляет «ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера — поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни. Другая определяющая черта характера Обломова — неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло». Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни. Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.
  • Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе — «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» — Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» — Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Человек на войне.

Что побуждает человека к подвигу?

  • Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести писатель рассказывает о летчике Маресьеве, который смог спастись и выжить после крушения самолета. Пос­ле этой катастрофы он лишился ног, однако смог вернуться к нормальной жизни на протезах. Также вернулся он и к своему любимому делу — вновь стал летать. Мужество и сила духа, воля человека — это то, что побуждает человека к подвигу, по мысли писателя.
  • М. Алигер — поэма «Зоя». В этой поэме поэтесса рас­сказывает о подвиге Зои Космодемьянской, девочки-парти­занки, замученной и казненной фашистами. Любовь к Роди­не, душевная цельность, верность гражданскому долгу — именно эти качества, по мысли автора, побуждают человека к подвигу.

Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война).

  • А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты…». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины…».

Какой он — настоящий герой войны?

  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Толстой в своем романе противопоставляет истинный и ложный патри­отизм. Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах противопоставляет писатель поведение простых русских лю­дей. Таковы в романе капитан Тушин и капитан Тимохин, рот­мистр Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, ста­ростиха Василиса. Подлинный герой войны у Толстого — про­стой русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозна­чает национальные черты русского народа: смелость, находчивость, отвагу, душевную стойкость, отзывчивость.
  • М. А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». Простой русский солдат в центре сюжета рассказа Шолохова. И на войне, и в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная стойкость и терпение, смекалка и наход­чивость, смелость и отвага, великодушие и благородство — все эти черты свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил русский национальный характер.

Какой она была — блокада Ленинграда?

  • А.Б. Чаковский — роман «Блокада». В этом произведе­нии писатель анализирует причины Великой Отечественной войны, рассказывает о напряженных боях за Ленинград, о прорыве блокады в 1943 году, о создании Ладожской ледовой дороги, прозванной ленинградцами «дорогой жизни».

Здесь искали:

  • опыт и ошибки аргументы из литературы
  • опыт и ошибки аргументы
  • дружба и вражда аргументы из литературы