Что такое Портрет? Определение

Портрет (франц. portrait — изображать) — описание внеш­ности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения — жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, ре­чью, является важнейшим средством характеристики персо­нажа. Типическое и индивидуальное — важнейшие составля­ющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера. Портреты использу­ются в эпосе; в лирике и драме словесное портретирование ограничено. Для каждой литературной эпохи были характер­ны свои особенности передачи внешности персонажей.

Так, в фольклоре, литературе античности, Средних веков портреты были предельно обобщенными, напрямую обозна­чающими социальный статус героя [46]. Внешность героя ча­сто обозначали каким-либо устойчивым эпитетом («Ахиллес быстроногий», «Аполлон сребролукий», «Агамемнон могу­чий», «волоокая Гера», «розоперстая Эос» у Гомера) . Начиная с эпохи Возрождения становится распространенным ста­тичный экспозиционный портрет (подробное описание внеш­ности дается единожды, в начале повествования, отмечаются наиболее общие, неизменные внешние черты). Так, в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» дан портрет Панурга. «Панург был мужчина лет тридцати пяти, среднего роста, не высокий, не низенький, с крючковатым, напо­минавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой бо­лезни, о которой в те времена говорили так: «Безденежье — недуг невыносимый». Со всем тем он знал шестьдесят три способа добывания денег, из которых самым честным и са­мым обычным являлась незаметная кража, и был он озор­ник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже не­много. А в сущности, чудеснейший из смертных». Стоит от­метить, что портрет в произведениях эпохи Возрождения пред­ставляет собой некий комплекс качеств, физиологических и душевных, автор зачастую перечисляет некие черты, не ста­раясь обнаружить внутреннюю связь между ними. Так, внут­ренние качества героя если и упоминаются автором, то не на­ходят своего отражения во внешних физиологических особен­ностях персонажа. Таков портрет Никколозы в «Декамероне» Дж. Бокаччо: «Она была красива, хорошо одевалась и для сво­его положения обладала хорошими манерами и даром слова».

Затем, вплоть до эпохи романтизма, в литературе господ­ствовали идеализирующие портреты. Подобный тип портрета находим у Н.В. Гоголя в повести «Тарас Бульба»: «Он под­нял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте».

В XIX веке в литературе появляются портреты, открыва­ющие всю сложность и многогранность духовного облика ге­роя. Характерен портрет Печорина в романе М.Ю. Лермон­това: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способ­ное переносить все трудности кочевой жизни и перемены кли­матов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. <…> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то дет­ское. <…> Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и ка­рие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или постоянной глубокой грус­ти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фос­форическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, по холодный; взгляд его — непродолжительный, но прони­цательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечат­ление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Данный портрет — порт­рет-впечатление, в котором доминируют психологические характеристики героя.

В произведениях писателей XIX века (вторая половина) начинают преобладать динамичные портреты (описание вне­шности героя дается в движении, в действии, отмечаются его жесты, интонация, мимика в тот или иной момент времени). Таковы, к примеру, портреты в произведе­ниях Л.Н. Толстого.

Существуют различные виды портретов: портрет-опи­сание (объективное описание внешности персонажа, без ав­торских оценок и психологических комментариев — портрет Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» А.С. Пуш­кина) и портрет-впечатление (фиксирует оценку внешности героя автором или передает мысли и впечатления окружаю­щих — портрет Печорина в романе «Герой нашего времени»); подробный (развернутый, детализированный — портрет Об­ломова в одноименном романе И.А. Гончарова) и краткий (фрагментарный, составленный из 1-2 деталей, — портрет Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А.С. Пуш­кина); портрет статичный (единовременное изображение не­изменных черт внешности героя — портрет Манилова в поэме «Мертвые души») и портрет динамичный (описание внешно­сти героя дано в динамике, внешность передается через комп­лексное описание поз, жестов, мимики, движений, речи героя — портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); портрет цельный (полнос­тью дается в момент первого знакомства с героем — портрет Швабрина в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и портрет рассеянный (детали внешности представлены на про­тяжении всего произведения — портрет Наташи Ростовой в романе-эпопее «Война и мир»); портрет лейтмотивный (вы­деление двух-трех выразительных черт внешности персонажа и авторский акцент на них при каждом появлении данного героя — портрет Лизы Болконской в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого); портрет психологический (отражение душев­ного мира героя в описании его внешности — портрет Печо­рина в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).