Портрет (франц. portrait — изображать) — описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения — жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное — важнейшие составляющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера. Портреты используются в эпосе; в лирике и драме словесное портретирование ограничено. Для каждой литературной эпохи были характерны свои особенности передачи внешности персонажей.
Так, в фольклоре, литературе античности, Средних веков портреты были предельно обобщенными, напрямую обозначающими социальный статус героя [46]. Внешность героя часто обозначали каким-либо устойчивым эпитетом («Ахиллес быстроногий», «Аполлон сребролукий», «Агамемнон могучий», «волоокая Гера», «розоперстая Эос» у Гомера) . Начиная с эпохи Возрождения становится распространенным статичный экспозиционный портрет (подробное описание внешности дается единожды, в начале повествования, отмечаются наиболее общие, неизменные внешние черты). Так, в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» дан портрет Панурга. «Панург был мужчина лет тридцати пяти, среднего роста, не высокий, не низенький, с крючковатым, напоминавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой болезни, о которой в те времена говорили так: «Безденежье — недуг невыносимый». Со всем тем он знал шестьдесят три способа добывания денег, из которых самым честным и самым обычным являлась незаметная кража, и был он озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в сущности, чудеснейший из смертных». Стоит отметить, что портрет в произведениях эпохи Возрождения представляет собой некий комплекс качеств, физиологических и душевных, автор зачастую перечисляет некие черты, не стараясь обнаружить внутреннюю связь между ними. Так, внутренние качества героя если и упоминаются автором, то не находят своего отражения во внешних физиологических особенностях персонажа. Таков портрет Никколозы в «Декамероне» Дж. Бокаччо: «Она была красива, хорошо одевалась и для своего положения обладала хорошими манерами и даром слова».
Затем, вплоть до эпохи романтизма, в литературе господствовали идеализирующие портреты. Подобный тип портрета находим у Н.В. Гоголя в повести «Тарас Бульба»: «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте».
В XIX веке в литературе появляются портреты, открывающие всю сложность и многогранность духовного облика героя. Характерен портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. <…> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. <…> Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или постоянной глубокой грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, по холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Данный портрет — портрет-впечатление, в котором доминируют психологические характеристики героя.
В произведениях писателей XIX века (вторая половина) начинают преобладать динамичные портреты (описание внешности героя дается в движении, в действии, отмечаются его жесты, интонация, мимика в тот или иной момент времени). Таковы, к примеру, портреты в произведениях Л.Н. Толстого.
Существуют различные виды портретов: портрет-описание (объективное описание внешности персонажа, без авторских оценок и психологических комментариев — портрет Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и портрет-впечатление (фиксирует оценку внешности героя автором или передает мысли и впечатления окружающих — портрет Печорина в романе «Герой нашего времени»); подробный (развернутый, детализированный — портрет Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова) и краткий (фрагментарный, составленный из 1-2 деталей, — портрет Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина); портрет статичный (единовременное изображение неизменных черт внешности героя — портрет Манилова в поэме «Мертвые души») и портрет динамичный (описание внешности героя дано в динамике, внешность передается через комплексное описание поз, жестов, мимики, движений, речи героя — портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); портрет цельный (полностью дается в момент первого знакомства с героем — портрет Швабрина в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и портрет рассеянный (детали внешности представлены на протяжении всего произведения — портрет Наташи Ростовой в романе-эпопее «Война и мир»); портрет лейтмотивный (выделение двух-трех выразительных черт внешности персонажа и авторский акцент на них при каждом появлении данного героя — портрет Лизы Болконской в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого); портрет психологический (отражение душевного мира героя в описании его внешности — портрет Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).