Cочинение на тему: Мое любимое произведение о человеке чести

18 Ноя 2017
70

Мое любимое произведение о человеке чести

Честь, человеческое достоинство — главные темы русской классической литературы. Герои произведе­ний — это люди высокого духа, способные к самопо­жертвованию и самоотдаче. Для них желание сохранить свое честное имя превыше желания жить.

Для того чтобы доказать справедливость данного ут­верждения, обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова. Поэта тема чести интересовала всю его недолгую жизнь. Во многих произведениях он рассуждает о том, на что может решиться смелый и гордый человек, отстаивая свое доброе имя. Одно из таких произведений, которое остается с читателем на всю жизнь, потому что потрясает до глубины души, — это, безусловно, поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В «Песне…» поднимается ряд нравственных проблем. Это, с одной стороны, проблема чести и человеческого достоинства и, с другой стороны, проблема бесчестья, проявляющаяся во вседозволенности людей, у которых в руках власть и сила.

Купец Калашников вступается за честь жены и, сле­довательно, за свое доброе имя. Он обязан защитить свою семью и просит младших братьев, если погибнет сам, по­мочь ему. Вот она, высота духа человека, имеющего честь: нужно справедливо наказать обидчика, даже если за торжество правды придется отдать жизнь. Немало­важным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана бесче­стьем, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича. «Я скажу тебе, православный царь! Я убил его вольной волею…» — так отвечает царю Степан Ка­лашников. О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца. Под­виг его остается в песне.

Идея поэмы не исчерпывается противопоставлением современного Лермонтову безгеройного времени и герои­ческих времен прошлого. Человек из народа, по пред­ставлениям М.Ю. Лермонтова, морально выше царя всея Руси, который не только становится виновником смерти невинного человека, но и позволяет себе поступки, со­вершенно противоречащие статусу самодержца: глумит­ся над неправедно осужденным на казнь:

Хорошо тебе, детинушка…

Что ответ держал ты по совести.

Приговор еще не приведен в исполнение, а царь уже обещает пожаловать денег из казны детям Калашникова, называя их сиротами при живом еще отце.

Все герои «Песни…» — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Ки­рибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Ка­лашников, его братья и жена.

За прилавкою сидит молодой купец, Статный молодец Степан Парамонович, — таким впервые видит читатель главного героя произ­ведения. Сразу становится понятно, что это исключи­тельно положительный герой, и все симпатии автора на его стороне. Вот он сидит за прилавком да «шелковые то­вары раскладывает», «речью ласковой гостей он замани­вает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят ве­черню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.

Уже в самом начале знакомства с купцом Калашни­ковым мы видим, что «недобрый день задался ему». По­ка это выражается лишь в том, что «ходят мимо баре бо­гатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится». А когда Степан Па­рамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась. По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось. Когда рас­сказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой оп­ричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды уда­лой купец Калашников — созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей се­мьи, правды. Его образ — образ богатыря русского: «го­рят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямля­ет» , «боевые рукавицы натягивает».

По всем поступкам и действиям купца видно, что он борется за правое дело. Поэтому, выходя на бой, он «по­клонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону гос­поднему: не позорил он чужой жены, не разбойничал но­чью темною, не таился от свету небесного…». При этих словах честного человека побледнел Кирибеевич, задро­жал как осенний лист, поскольку понимает, что правда на стороне Калашникова. Но признать свою вину, отка­заться от поединка, просить прощения у Алены Дмитри­евны и ее мужа не станет: видимо, служба опричника убила в нем все искренние чувства и движения души, разрушила систему нравственных ценностей, превратила в бесчестного человека. Калашников потому и побеждает в бою, что на его стороне не физическая сила, а нравст­венная: он силен духом и готов за правое дело и честь стоять насмерть:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Ва­сильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Идет он на плаху за свою честность и смелость, досто­инство и независимость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпус­тить его, оставить в живых, ведь погиб его лучший оп­ричник, его верный слуга. Убивать опричников, которым была дана безраздельная власть, непозволительно было никому. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно». Здесь невоз­можно не вспомнить исторические факты, свидетельст­вовавшие о том, что на самом деле Иван Васильевич по­ощрял своих любимцев опричников за похищение красивых жен знатных людей, дьяков, купцов. Потом все они с позором возвращались мужьям, а имущество семьи полностью отбиралось опричниками. А великий русский поэт переосмыслил этот исторический факт со­вершенно не случайно: не мог он, сам человек незапят­нанной чести, писать о том, что в реальной жизни, к со­жалению, часто побеждает бесчестье.

Таким образом, образ купца Степана Парамоновича Калашникова — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Он наделен личным достоинством, кото­рого нет ни у царя Руси, ни у его любимого опричника. Потому, несмотря на страшную казнь, представленную русскому народу как позорное зрелище, несмотря на то, что похоронен купец не по христианскому обычаю, песня про него сложена была и люди не забывают его могилу. Русский народ хранит память о нравственно сильном че­ловеке, не побоявшемся ценой своей жизни отстаивать достоинство и честь:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.