Cвоеобразие творчества Лермонтова

Лирика Лермонтова. Яркое, многогранное, исполненное глу­боких мыслей и сильных чувств явление в русской литературе.

В раннем творчестве Лермонтова просматриваются мотивы романтической поэзии Гёте, Пушкина: поэт воспевает гармо­нию и красоту мира. Но лирический герой бывает не всегда согласен с этим миром и противостоит ему, вследствие чего он одинок. И только гордость и сила характера позволяют ему вы­стоять в борьбе с жизненными трудностями. Эти черты роднят произведения Лермонтова с поэзией Байрона. Стихотворение «Нет, я не Байрон…» — это мир души лирического героя, своео­бразный манифест его чувств.

Эта направленность просматривается в таких стихотво­рениях, как «Ветка Палестины», «Мой дом», «Не верь себе», «Парус», в которых лирический герой — «гонимый миром странник». Но свои затаённые думы и «надежд разбитый груз» он, в гордыне своей, может поведать презренной «толпе» лишь в том случае, если снизойдёт к ней. Или на то будет воля Бога.

Критики отмечают особенное внимание поэта к противоре­чиям, контрастам, конфликтам своего неспокойного времени.

О  чём стихотворение «Я не хочу, чтоб мир узнал»? Лирический герой — страдающий смертный человек, но он не подотчётен «толпе». Его душа живёт по своим законам, подвластным лишь Богу и совести. И «люди», «невежды», не в силах покорить и сло­мить волю сильного человека, как буря на море не в силах со­крушить гранитный утёс.

Стихотворение «Дума» исполнено гнева и страсти. Его жанр критики определили как сатиру за его обличительный смысл: в бедах общества повинна «безгеройная действительность» 1830-х годов. Вместе с тем «Дума» — это меланхолическая эле­гия. Лирический герой горько сожалеет о судьбе пассивного, бездеятельного поколения своих современников, чьё «грядущее иль пусто, иль темно».

Тема родины по-своему представлена в лирике Лермонтова. Родина в одноимённом стихотворении — могучая держава, и и сердце каждого гражданина царит «полный гордого доверия покой благодаря её силе и надёжности бытия. Величественные картины природы подтверждают эту мысль.

Вместе с тем Родина — милый сердцу край, теплота родных мест, близость к народу, «мужичкам», который он воспринимает как часть своей жизни.

Другое лицо России — в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где перед читателями предстает образ полицейско- бюрократического государства с его суровыми законами.

Историк Ключевский писал, что главная черта лирического ге­роя в поэзии Лермонтова — это постоянное, непроходящее чувство грусти. А грусть сродни и радости, и печали. Это, утверждает исто­рик, едва ли не национальная черта русского народа, живущего между «безнадёжным Востоком и самоуверенным Западом».

А рядом с грустью — вера, которая порождает национально­религиозные настроения. Об этом мы читаем в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива» и «Молитва» («Д Матерь Божия ныне с молитвою»). А ещё в стихах звучит надежда на то, что «душа странника в свете безродного» будет спасена Божественной волей.

О поэтическом мастерстве. Лермонтов был одним из пер­вых поэтов, употребивших 3-сложный стихотворный размер. У него — сочетание амфибрахия с анапестом.

Некоторые его поэтические произведения имеют чётко обо­значенный сюжет, действующие лица, интригу. Этим они похожи на прозу. Например: «Три пальмы», «Мцыри», «Валерик» и т.д.

Лермонтов — великий русский поэт, живописец, храбрый офицер действующей на Кавказе армии. Его талант вызывает восхищение и поклонение не одного поколения читателей. Произведения гениального художника воспитывают чувства, развивают вкус к прекрасному, возвышают душу и учат ценить жизнь во всех её проявлениях.

Здесь искали:

  • своеобразие художественного мира лермонтова
  • своеобразие лирики лермонтова
  • художественное своеобразие поэзии лермонтова
Опубликовано в Сочинения.