Докажите, что трагическое является одной из граней художествен­ного сознания Астафьева.

Докажите, что трагическое является одной из граней художествен­ного сознания В. П. Астафьева.

Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существен­ные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой.

Далее докажите, что трагическое — одно из свойств художественно­го мышления В. П. Астафьева, оно обусловливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную ос­нову, структурировать пространственно-временную организацию.

Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева начинает ярко проявляться уже в произведениях 50-х годов о войне (в рассказе «Граждан­ский человек» показывается трагическая гибель на поле брани сибиряка Матвея Савинцева, простого русского крестьянина, предназначение ко­торого — созидательный земледельческий труд).

Обратите внимание на то, что в 60-е годы намечаются новые подходы к изображению непоправимых трагических последствий войны (в пове­сти «Звездопад» звучит мысль о трагедии любви, которую «убила» война, позднее этот мотив станет сквозным для писателя).

Покажите, что данное направление в изображении трагического по­лучает своё развитие в «современной пасторали» «Пастух и пастушка» (по мысли автора именно военное лихолетье обрекает людей на трагич­ность существования — искалеченная войной душа Бориса Костяева ничего не может дать этому миру, герой обречён на смерть).

Вспомните, как решается тема трагического в одном из самых извест­ных произведений В.П. Астафьева «Царь-рыба» (природа мстит человеку, духовная несостоятельность которого определяет трагическое направле­ние его жизни).

Обратите внимание на то, какое мощное и настойчивое звучание об­ретает трагическое в «Печальном детективе» (человек теряет связь с пред­шествующими поколениями, пренебрегает народными традициями).

Охарактеризуйте своеобразие трагического в «Последнем поклоне» (трагизм обусловлен разрушением крестьянского образа жизни, измене­ниями в психологии русского человека, предопределившими его трагиче­скую судьбу).

Завершите свой обзор обращением к самому трагическому произве­дению В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (мысль о цене победы пред­определила трагический пафос книги).

Суммируя свои наблюдения, отметьте, что трагическое, являясь одной из граней художественного мышления писателя, оказало непосредствен­ное влияние на идейно-художественное своеобразие всего творчества В. П. Астафьева.

Опубликовано в Сочинения.