Докажите справедливость утверждения Лобовой: «Образ ре­бёнка всегда наделён у Лермонтова чертами ранней взрослости».

Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: «Образ ре­бёнка всегда наделён у Лермонтова чертами ранней взрослости».

Приступая к написанию сочинения, вспомните бытующее в литера­туроведческой традиции мнение о том, что именно М. Ю. Лермонтову принадлежит «лирическ9е открытие темы детства». Особое отношение к детству прослеживается в произведениях разных жанров (лирика, эпос, драма), чертами ранней взрослости отмечены практически все герои-де­ти: ребёнок у М. Ю. Лермонтова — всегда рано повзрослевший и много испытавший человек.

Справедливость этого утверждения докажите на примерах известных вам произведений («Мцыри», «Герой нашего времени»). Для этого охарак­теризуйте образы детей, созданные в свете заявленной проблемы (Мцыри, слепой мальчик из «Тамани»).

Отметьте, что и в поэме, и в романе автор выявляет разные факторы и обстоятельства, способствующие досрочному взрослению своих героев. В первом произведении это особая организация душевного строя ребёнка (склонность к мечтательности, анализу, рефлексии), во втором — асоци­альные обстоятельства жизни, столкновение с недетскими проблемами.

Обратите внимание на актуализированную в обоих текстах тему ду­ховного сиротства. Покажите, что душевный надлом обуславливает особое внутреннее состояние души Мцыри — «бездомье», характерное для взрос­лых героев М. Ю. Лермонтова.

Покажите, какое значение имеет для Мцыри память о детстве, от­метьте, что автор поэмы намеренно использует художественный приём воспоминания героя о любимой семье, прекрасной и далёкой родине для характеристики свободолюбивой личности Мцыри. Ценность этих вос­поминаний усиливается тем, что герой находится в ситуации «порогового состояния» между жизнью и смертью.

Обратитесь к роману «Герой нашего времени». Убедитесь в том, что слепой мальчик из «Тамани» показан во всём многообразии проявления и его детской непосредственности (любопытство, подвижность, эмоцио­нальность, обидчивость), и одновременно некоей порочности, обуслов­ленной ранним соприкосновением ребёнка с прагматичным миром взрос­лых (участие в криминальных делах контрабандистов, необходимость лгать, изворачиваться).

Объясните, почему вначале М. Ю. Лермонтов вызывает у Печорина негативное отношение к слепому, а затем, в конце произведения, снимает его. Задумайтесь над тем, почему герой романа испытывает чувство гру­сти (он невольно причинил боль ребёнку, нарушил привычное течение жизни «честных контрабандистов», лишил мальчика родственных связей с «ундиной»).

Подводя итоги, согласитесь с существующей трактовкой проблемы раннего взросления ребёнка в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Здесь искали:

  • образ ребенка всегда наделен у лермонтова чертами ранней взрослости сочинение
Опубликовано в Сочинения.