Философские раздумья в лирике Пушкина.

Начните сочинение с рассуждения о том, что размышления над вечными вопросами составляют существенную часть мировой и русской поэзии. И в лирике А. С. Пушкина большое место занимают размышления о жизни и смерти, о смысле жизни, о бессмертии, о вере и безверии. Философски осмысляются любовь, дружба, поэзия, роль поэта, природа, власть.

Интересна позиция поэта в отношении жизни и смерти в стихотворении «Элегия». Лирический герой разочарован. В первых строках доминирует пессимистическое настроение. Он сознаёт, что жизнь уныла. И от будущего он ничего не ждёт, кроме «труда и горя»:

Мой путь уныл.

Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Однако вопреки этому настроению лирический герой не хочет умирать. С помощью антитезы Пушкин вводит жизнеутверждающие мотивы. Проанализируйте следующую часть стихотворения. Покажите, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть. Он ценит в ней редкие эпизоды гармонии, творчества, красоты, любви. Именно в этом её смысл.

Над вопросами жизни и смерти поэт размышляет и в стихотворении «Вновь я посетил…». Наблюдаемый лирическим героем круговорот природной жизни выражает представления о круговороте человеческого бьггия. Именно в таком контексте звучит главная философская проблема этого произведения — проблема смены поколений. Лирический герой созерцает природу и понимает, что она обновляется и в каждом своём обновлении повторяется. Так и в мире людей: в каждом новом поколении, в его памяти повторится предок.


В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

<… > Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Лирический герой понимает и принимает преемственность поколений, вечное движение всего сущего по жизненному кругу (рождение -» жизнь —> смерть —> и опять рождение), потому что таковы законы бытия.

В стихотворении «Анчар» поэт философски размышляет о неограниченной власти и зле, которое она несёт. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Всё живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь же нарушает закон природы.

Обратите внимание на композицию стихотворения: оно делится на две части. В первой даётся описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты (мёртвая, дремучий, ядовит), направленные на раскрытие основного качества дерева — губительность для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчёркивает всевластие, безжалостность владыки, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Философские раздумья в лирике Пушкина.
4.5 (90%) 8 votes