Выражая оценочное отношение к тем или иным характерам, писатель тем самым дает нам представление о своем идейно-эстетическом идеале. Это представление также включается в понятие идеи произведения. Часто писательский идеал выражается в произведении прямо и явно: так, в знаменитой «речи о товариществе», которую произносит Тарас Бульба в одноименной повести Гоголя, воплощаются представления автора об идеале человеческих отношений; в образе Татьяны Пушкин дал идеал национального женского характера.
Иногда идейно-эстетические идеалы писателя по тем или иным причинам не воплощаются, в произведении прямо, но тем не менее составляют существенную часть его идейного содер-жания. Так, в «Истории одного города» Щедрина авторский идеал не находит прямого воплощения. Но из беспощадной критики самодержавия мы можем сделать вывод о демократических идеалах сатирика, из критики исторической пассивности и низкой сознательности крестьянства становится очевидным, что Щедрин хотел видеть крестьянство революционным классом. Писательский идеал, таким образом, в любом случае остается важной частью идейного содержания произведения.