Использование библейских образов в Солнце мертвых

Использование библейских образов для философского осмыс­ления времени, судьбы России стало характерным явлением ли­тературы о революции и гражданской войне. Мы можем увидеть это и на примере повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых» (1923), которую сам автор назвал эпопеей. В этом произведении, как от­метила критик О. Сорокина, «кажется, вылилось все накопившее- ся страдание, горе и горечь человека, потерявшего все, что лю­бил, — единственного сына, расстрелянного в Крыму, свою ро­дину, свой народ». Простой, бесхитростный рассказ героя-повествователя о пережитом в Крыму в годы гражданской войны ис­полнен невероятного внутреннего напряжения, пронзительной искренности, обиженного чувства. Здесь нет описания историчес­ких событий, главное в произведении — мир страдающей души человека. По характеристике И.Ильина, в «Солнце мертвых» стра­дание человека выходит за пределы бытового горя и вступает в «сферу бытия», возводящего душу на уровень «мировой скорби». Трагедия приобретает не только личные, общероссийские, но и вселенские масштабы. Истории нет, время остановилось, даже словно бы обернулось вспять, ведь для героев произведения все в прошлом. В настоящем — лишь необходимость жить, просто вы­жить. Но если нет веры, нет правды, если мертва душа — жизнь ли это? Надежды на будущее нет. «Спутались все концы, все нача­ла». «Было ли Рождество? Не может быть Рождества. Кто может те­перь родиться?! И дни никому не нужны». Вот почему восходит над прекрасной землей и движется по замкнутому кругу холодное «солнце мертвых» — символ трагедии человека, России, мирозда­ния. Истоки этого образа — в фольклоре, к традициям которого обратился не только И. Шмелев, но и М. Шолохов (образ черного неба и черного солнца в финале «Тихого Дона»).

Изображение бытия человека в тесной связи с родной землей, ее историей, природой, культурой, народно-поэтическим мыш­лением (использованы образы сказок, зло террора представлено в образе Бабы Яги, метущей Крым железной метлой); обращение к западной цивилизации, наблюдающей из своего сытого мирка за историческим экспериментом в России; включение происходяще­го на русской земле во вселенскую историю — все это придает произведению И. Шмелева черты эпопеи — жанра, по природе своей обращенного к коренным проблемам бытия.

Итак, мы увидели, что апокалиптические мотивы пронизы­вают литературу о революции и гражданской войне. Мы подроб­но остановились на произведениях литературы русской эмигра­ции, лишь недавно ставших доступными широкому читателю. Но если вспомнить классику советской литературы, становится ясно, что и в тех случаях, когда писатели признавали истори­ческую справедливость возмездия старому миру, воспринимали новый мир как свой, они не могли не отразить трагизм проис­ходящего на глазах современников разлома истории.

Здесь искали:

  • апокалиптические мотивы в солнце мартвых
  • солнце мертвых сочинение
  • Сочинение по Солнце мертвых
Опубликовано в Сочинения.