Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди — солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов — княжна Ма­рья и Пьер Безухов — Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен — это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай — любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом — оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.

III. Заключение

«Простота, добро и правда» — главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

Здесь искали:

  • истинное и ложное в романе война и мир
  • проблема истинного и ложного в романе война и мир
  • ложная честь война и мир
Опубликовано в Сочинения.