Как написать сочинение ЕГЭ

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Рекомендации к работе.

На экзамене, прочитав текст, вникнув в его содержание, задумай­тесь над тем, с какой целью он написан автором. Чему он стремится научить читателя, на каких примерах его воспитать? Это поможет вам выявить идею текста.

Проблема в тексте — это вопрос, который по требованию времени или определённого общественного мнения сформировался в поня­тиях людей в связи с какими-то известными им фактами, чаще всего распространёнными. Эти факты увидел автор текста, осмыслил их и заявил о них в идее статьи, рассказа или очерка.

Ваша задача — определить идею (авторскую позицию) и проблема­тику текста и подтвердить мысль автора двумя аргументами. Не забудьте о вступлении в 2-3 строки, в которых вы знакомите проверяющего с предметом разговора — с темой текста, об описанных в нём со­бытиях. Причём, этот «предмет разговора» достаточно лишь назвать. Например:

«Вопрос о взаимоотношениях людей, соединённых родственными связями, достаточно интересен» или

«Вопрос об оценке таких личностных качеств человека, как его му­дрость и знания, очень влияет на мнение о нём окружающих».

Во вступлении вы можете написать, исходя из содержания текста о:

  • раннем взрослении молодого поколения в годы войны;
  • отношении родителей и детей к личности настоящего учителя;
  • роли образования и образованности в жизни человека;
  • памятниках как части культурного наследия, завещанного одним поколением другому;
  • необходимости защиты человеком чести и достоинства своих, а также защиты чистоты имени близких;
  • влиянии человека на жизнь природы и о благотворном воздей­ствии природы на человека;
  • необходимости самовоспитания для каждого;
  • ценностях подлинных и мнимых, о их роли в жизни людей и о раз­личиях между ними.

Прочитайте эти фразы.

  • Добрые ростки дадут благодатные результаты (хорошие всходы).
  • Люди, на пути которых встретились… талантливые, с щедрой душой наставники…
  • Ему свойственны такие качества, как жажда к познанию нового, стремление к самосовершенствованию, требовательное отноше­ние к себе и к окружающим…
  • Доброта и внимание, проявленные в отношении кого-то, по от­ношению к кому-то…
  • Проблему данного текста можно представить следующим об­разом…
  • Он живёт в мире, который открывает ему самые светлые свои стороны…

Это даже не целые предложения, это их фрагменты (части). В них содержатся устойчивые словосочетания, обороты речи, которыми вы можете воспользоваться, чтобы вставить их в придуманные вами пред­ложения. Это фразы-помощники.

Приступаем к работе над сочинением

Вы пришли на ЕГЭ по русскому языку.

Перед вами текст С, который вы должны обдумать и написать по его содержанию сочинение.

Ваша работа должна состоять из семи частей. Это:

  • краткое вступление,
  • обозначенная проблема,
  • комментарий к проблеме,
  • изложение позиции автора,
  • два аргумента, подтверждающие правильность этой позиции
  • краткий вывод.

В пособии, в сочинениях, эти пункты обозначены абзацами. Начало нового пункта — новый абзац.

Самое трудное для вас

1) увидеть в тексте проблему, решить кото­рую призывает автор,

и

2) определить его, авторскую позицию.

Начало работы — краткое вступление. В этой части сочинения вы пишете о том, что вам известно о предмете, событии, явлении — тех, о которых речь идёт в тексте.

Если в тексте освещена тема войны, во вступлении вы в 2-3 пред­ложениях напишете о том, что война — огромное социальное бедствие, которое трагически влияет на судьбу каждого человека.

Если речь идёт о такой нравственной категории, как доброта, вы напишете, что доброта окружающих очень помогает людям в жизни. Один человек поддержит другого, попавшего в беду, и своим поступ­ком, и добрым словом, участливым отношением.

Помним: каждому тексту соответствует своё вступление.

Далее. Как находим в тексте проблему? Это самый трудный пункт в работе над сочинением. Помним: проблема — это вопрос, поставлен­ный автором и требующий разрешения. В самом вопросе обозначено противоречие, которое составит смысл проблемы. В вашем сочинении должна быть представлена одна, главная. Реже — две.

Прочитав текст, убеждаемся: автор увидел какое-то противоречие, проблему в жизни и отобразил её в рассказе, повести, стихотворении и эссе и т.д.

В чём суть проблемы? Противостоят друг другу две стороны: одна утверждает какую-то жизненную истину, другая её отрицает.

Вы должны увидеть борьбу двух сторон и описать её, тем самым обозначив проблему.

А быть может, это не борьба, а «долг», который одна сторона должна «заплатить» другой стороне. И в этом долге — тоже противоречие сто­рон: должен — плати. У молодого поколения долг — защищать родину, уважать родителей, совершенствовать свои профессиональные знания. Долг старшего поколения по отношению к молодым — помогать им состояться в жизни, уделять им возможно большее внимание во всём, учить их житейской мудрости. А если долг плохо исполняется, то обще­ство, законодательство строго спросят с виновника.

Если перед вами текст о значении природы в жизни людей, то про­блема звучит так. Нередко люди забывают, что только природа может дать им жизненно необходимые ресурсы. Человек в своём безответ­ственном отношении к природе губит её. Вот она, проблема. Человек враждебен среде, которая его взрастила.

В комментарии к проблеме вы напишете о том уроне, тех потерях, которые терпит природа от вмешательства человека; приведёте кон­кретные примеры.

Авторская позиция подскажет читателю (вам, выпускники), какое решение проблемы он должен увидеть в тексте.

Проблема «спрашивает»: «Как»? — Как проблему разрешить? Как и кому отдать долг? В чём смысл этого долга?

Авторская позиция «отвечает»: «Вот так». И подсказывает пути ре­шения проблемы.

При этом автор, излагая свою позицию, всегда учит читателя жи­тейской мудрости, умению выстраивать те обстоятельства, которые помогут человеку в жизни.

В тексте о природе авторская позиция может быть изложена так. Если человек чувствует себя настоящим хозяином на земле, в мире при­роды, он и должен вести себя как хозяин, а не как потребитель. На полях внедрять правильный севооборот, обогащать их удобрениями; при строительстве искусственных водохранилищ рассчитывать не только их пользу для людей, но и неизбежные при этом потери; при вырубке лесов восполнять оголённые площади лесопитомниками.

Автор убедил читателя в правоте своей позиции, а читатель (выпускник) должен подтвердить правоту этой позиции (взгляда, мнения) двумя аргументами. Первый — пример из художественной литературы; второй пример — это описанные учеником собственные наблюдения, а также впечатления об окружающей действительности.

Вывод — это итог размышлений экзаменуемого по данной теме. Вы должны убедительно и весомо изложить его в окончании работы в 1-4 предложениях, при этом обозначив собственное видение про­блемы.

В сочинениях, которые вы найдете среди наших образцов, слова «пример» и «аргумент» обозначают одно и тоже.

Здесь искали:

  • два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение егэ
  • два случая между ними срок долгий
  • два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение