Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы ?

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы ?

В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.

Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвы­шенный романтик, который проходит мимо «характеров скуч­ных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава «всемирного поэта». Но не тако­ва участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего «вызвать наружу» «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этот художник не получит все­мирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их «ничтожными и низкими». С горьким чув­ством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.

Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности на­шли свое отражение в поэме «Мертвые души», в которой пи­сатель глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: под­черкивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тон­ко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает ком­наты, вещи, бытовые детали. Так, например, он подробно ри­сует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему рас­крыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать ха­рактер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практи­чески каждого из персонажей.

В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал «Мерт­вые души» поэмой, и эпичность стиля была отмечена многи­ми исследователями). Но важную роль играют и те принципы ре­ализма, которым следует автор. Поэму «Мертвые души» мы мо­жем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования — со­временная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные сред­ства сатирической типизации (обращение к прошлому ге­роя, авторские характеристики, гипербола и т.д.). Гипербола и гротеск — важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую со­здающий эффект «искривленной» реальности. Именно поэто­му некоторые исследователи называют его стиль «фантасти­ческим реализмом». Однако весьма ощутима в поэме «Мерт­вые души» и романтическая струя. Она пробивается в лиричес­ких отступлениях автора, его мыслях о будущем России.

Таким образом, автор предстает перед нами в поэме и как писатель-реалист, сатирик, критически оценивающий дей­ствительность, и как поэт, романтик-идеалист, которому дано предвидеть великое будущее России.

Здесь искали:

  • мертвые души два типа писателей глава
  • проблемы в мертвых душах
  • Как в поэме Мертвые души раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?
Опубликовано в Сочинения.