Какие нравственные проблемы затронуты в «Слове о полку Игореве»?

Проникнутый чувством милосердия, идеями согласия, братской взаимопомощи, горячей любовью к Родине, автор пронизывает этими настроениями все произведение. Нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» раскрывается в основной идее произведения, в образах героев, в передаче событий, проблематика определяет и композицию, и эмоциональный фон.

Все события, изображенные автором, прошлые и настоящие, подчинены основной идее произведения. И разгром русского войска, и «золотое слово» киевского князя Святослава, и горе Ярославны, олицетворяющей саму матушку-Русь, — все это передает горячую авторскую убежденность в необходимости единения русских людей. Автор уверен: только сильная, объединенная Русь во главе с мудрым правителем сможет отстоять свою свободу и независимость.

Важнейшим в «Слове о полку Игореве» является образ Родины, русской земли. И здесь также звучит нравственная проблематика, противопоставление добра и зла. Автор подчеркивает, что русский мир не мстителен, а добр. Доброта — это основа отношения русского человека к миру и людям. И проявляется это человеческое свойство и в пылу битвы, и в мирном труде, и в самой природе русской, пытающейся предотвратить кровавую сечу (образ затмения), помогающей герою бежать из плена (теплые туманы, скрывающие его от врагов; помощь дятлов, которые своим стуком подсказывали ему путь к рекам; и т.д.). Природа в «Слове…» печалится и радуется вместе с героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по русской земле», — замечает автор после поражения войска князя Игоря. И, наоборот, после возвращения героя из плена радость разлилась по русской земле: «Девицы поют на Дунае, вьются их голоса через море до Киева. Страны рады, города веселы».

То же чувство любви, острая стихия человеческой жалости пронизывает в поэме плач Ярославны. Эта героиня воплощает всех русских женщин, оплакивая не только мужа и его плен, но и всех павших в бою воинов.

Наконец, высокое нравственное, религиозное чувство создает эмоциональный фон «Слова…», определяет авторскую позицию в поэме. Об этом мы можем судить, например, по характеру описания битвы на реке Каяле. Она является первой кульминационной точкой поэмы, но вместе с тем описанию этому отведено всего несколько строк. Как отмечали критики, «поэт проявляет столь высокий уровень понимания добра, чувствительности и деликатности, который совершенно несовместим с оргией убийств» [51]. В произведении автор сочувствует всем героям — не только основным (Игорю и Всеволоду), но также и персонажам, призванным проиллюстрировать основные темы повествования: Олегу Святославичу (Гориславичу), Всеславу Полоцкому, эпизодическим лицам — Рюрику и Давыду, Владимиру Глебовичу и т.д. И соучастие это распространяется на всю Русскую землю, на жителей городов и сел, на родную природу.

«Слово…» — «это грандиозная по охватывающему его чувству поэма дружеских увещеваний, скепсиса и печали о людях». В этом произведении господствует тема любви, заботы, жалости, печали о положении страны, единения с природой. Нравственная проблематика поэмы, таким образом, весьма разнообразна.