Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

Формулируя развёрнутый ответ на данный вопрос, покажите, что образ героя-идеолога начинает формироваться в русской литературе в XVIII веке. Совершив краткий экскурс в историю русской литературы, убедитесь, что первым эскизом этого образа можно считать путешественника А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). В первой половине XIX столетия образ героя-идеолога получает всестороннее развитие в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». К идеологам можно отнести и лермонтовского Печорина, который в заключительной новелле романа «Герой нашего времени» излагает свою фаталистическую теорию. Героем этого типа считается и Бельтов из романа А. И. Герцена «Кто виноват?».

Далее покажите, что во второй половине XIX века герой-идеолог становится главной фигурой русской литературы. Подтверждение этому — знаменитые романы 60-х годов: «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Отметьте заслуги И. С. Тургенева в создании этого литературного типа. Покажите, что его подход к личности и характеристике внутреннего мира Базарова находится в непосредственной связи с собственной авторской оценкой философских, общественно-политических и эстетических воззрений героя. Отметьте полноту слияния психологического, историко-типологического и идеологического аспектов в характеристике личности Базарова. Укажите, что это имя стало нарицательным обозначением определённого этапа развития общественной мысли.

Кратко охарактеризуйте модификацию героя-идеолога, предложенную Ф. М. Достоевским. Подчеркните, что самосознание Раскольникова становится художественной доминантой в построении образа, предполагая радикально новую авторскую позицию по отношению к персонажу.

Отметьте, что определяющей чертой героя Ф. М. Достоевского становится жизнь во власти идеи. Идея неотделима от её носителя, поэтому Раскольников всё окружающее подчиняет себе, окрашивает своими представлениями, превращает в факт собственного сознания.

Установите определённое сходство в структуре и смысловой наполненности этих образов. Покажите, что в художественных мирах своих произведений Базаров и Раскольников даны как люди необыкновенные, однако Базаров — фигура гораздо более масштабная, чем построивший по готовым образцам свою идею Раскольников. Достоинство Базарова- мыслителя и несомненное преимущество его над Раскольниковым состоит в непредвзятости подхода к явлениям действительности, в отсутствии теоретического догматизма, в свободе и полноте взаимодействия героя с миром. Раскольников не является трагическим героем, а Базаров, оказавшись лицом к лицу со смертью, проявляет неподвластную болезни силу ума, волю, достоинство и величие духа. Его поведение действительно подвиг.

В заключении сделайте вывод о том, что созданные в литературе герои-идеологи — яркие личности, наделённые сложной судьбой, отражающей исторический и этический смысл их идеологии.

Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?
5 (100%) 8 votes

Здесь искали:

  • герои идеологи в произведениях второй половины 19 века