Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?

Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?

Печорина мы можем сопоставить с Евгением Онегиным из одноименного романа А.С. Пушкина, с Базаровым из романа И .С. Тургенева «Отцы и дети».

Каждый из них является центральной фигурой в системе персонажей произведения. Это единый литературный тип — тип «лишнего человека», расходящегося с современным ему обществом. Герои сходны своими личностными качествами — внутренней противоречивостью, глубиной натуры, склонно­стью к рефлексии. Все эти персонажи мучительно ищут смысл собственной жизни.

В сюжетах всех трех произведений звучит мотив дуэли, в которой участвует главный герой (дуэль Печорина и Груш­ницкого, Онегина и Ленского, Базарова и Павла Петровича). Однако в романе Тургенева мы видим некоторое комическое снижение этого мотива: оба дуэлянта остаются живы, сам Базаров относится к этому происшествию с определенным сарказмом, назвав его «рыцарским турниром».

Также во всех трех произведениях звучит мотив дружбы- вражды, связанный с центральным персонажем (Онегин- Ленский, Печорин-Грушницкий, Базаров-Аркадий Кирса­нов). У Лермонтова и Тургенева мы видим определенное сход­ство в развитии сюжетной линии: Печорин умирает по дороге из Персии, Базаров умирает, заразившись тифом во время операции. Оба эти образа в известной степени трагедийны.

Одновременно мы можем говорить о сходной авторской позиции: каждый из героев интересен своему автору и в чем- то близок ему. «Я подружился с ним в то время, Мне нрави­лись его черты», — пишет Пушкин об Онегине. Печорин как романтический персонаж во многом воплощает внутренний мир самого Лермонтова. И наконец, Тургенев вел дневник от лица Базарова, а когда писал в романе сцену смерти героя, то рыдал навзрыд.

При создании этих образов писатели используют опреде­ленные художественные средства: портреты, диалоги, пейза­жи. Мы помним портрет-очерк Онегина, включающий опи­сание его костюма, привычек, манер. Характерен портрет Печорина, данный читателю сначала через восприятие Мак­сима Максимовича, затем через восприятие рассказчика. Наконец, портрет Базарова, в котором автор подчеркивает ха­рактерные детали — «широкий лоб», «зеленоватые глаза», вы­ражающие «самоуверенность и ум», «обнаженную красную руку». Кроме того, стоит отметить, что М.Ю. Лермонтов, рас­крывая внутренний мир своего героя, включает в повествова­ние дневник Печорина, применяет прием «рассказ в рассказе».

Здесь искали:

  • базаров и печорин сравнение
  • печорин и базаров сравнение
  • базаров и печорин
Опубликовано в Сочинения.