Каким образом в приведённом отрывке из поэмы «Облако в штанах» Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетиче­ский принцип русской литературы?

Каким образом в приведённом отрывке из поэмы «Облако в штанах» В. В. Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетиче­ский принцип русской литературы?

Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что герой поэмы «Облако в штанах», отрицатель, бунтарь и протестант, преодолевая лич­ную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает своё истинное пред­назначение: быть глашатаем «улицы безъязыковой», «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой». «Я» поэта, смешиваясь с «уличными тыщами», обретает силу и мощь в слове «мы». Лирический герой не стыдится встать в один ряд со «студентами, проститутками, подрядчиками», с теми, кто орёт: «Идёмте жрать!» Здесь, а не в тесной комнате его личность обретает нужное для её гармоничного существования пространство. Здесь его крик будет разумен и понятен.

Подчеркните, что при этом герой отнюдь не склонен идеализировать «каторжан города-лепрозория», «с лицом, как заспанная простыня, с губа­ми, обвисшими, как люстра» (все сравнения связаны с вещными образами предметов мебели, поскольку речь идёт о городских жителях). Поэт готов увидеть среди «золота и грязи» «наших душ золотые россыпи». В рабочих он прозревает «творцов в горящем гимне — шуме фабрики и лаборато­рии». Настоящая, а не выдуманная Гете жизнь становится музой поэта.

Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что лирический герой, оценивающий себя исходя из принципа самоиронии, всё же оказывается ближе к идеалу Человека, нежели «мужчины, залёжанные, как больни­ца, и женщины, истрёпанные, как пословица». Поэт пытается соединить несоединимое — жизнь и идеал. И в этом корни его трагедии. Люди, «голодненькие, плотненькие, покорение, закисшие в блохастом грязнёнке», а лирический герой поэта мечтает, что через их грязь проглянет золото души. И всё же, несмотря на разочарования, герой Маяковского остаётся верен живому:

Я,

златоустейший, чьё каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:

мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, что новый Христос, лирический герой смело всходит «на Гол­гофы аудиторий», поскольку «люди, и те, что обидели, — <…> всего до­роже и ближе». В «сегодняшнем племени» лирический герой поэта видит людей будущего, тех, кто «чище венецианского лазорья». Вторая часть поэмы — это гимн ему, грядущему Человеку, который будет держать «в своей пятерне миров приводные ремни». Именно ему, Человеку Бу­дущего, хочет быть равен герой поэмы, с ним он мечтает объединиться в могущественный союз. Ради нового мира, рождающегося в мятеже, поэт, подобно горьковскому Данко, готов «душу вытащить» и окровавленную дать, «как знамя». Здесь гиперболическая величина личности лирического героя не кажется необычной, ненужной, в эпохальном событии револю­ции она обретает свой истинный смысл. Так вторая часть поэмы опреде­ляет роль современного поэта и его творчества в представлении Маяков­ского.

Крик второй части поэмы «Облако в штанах»: «Долой ваше искус­ство!» — перерастает в лозунг третьей композиционной части тетраптиха: «Долой ваш строй!»

Сделайте выводы о том, что отрицание любви и творчества в мире «жирных» подготавливает силу ненависти и презрения, которую обруши­вает лирический герой на тех, кто заставил казнённого крикнуть с эша­фота: «Пейте какао Ван-Гутена!» Резко и безапелляционно герой поэмы заявляет о своей роли в громадном деле зреющего мятежа.

Опубликовано в Сочинения.