Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рам­ках одного произведения различные темы?

Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рам­ках одного произведения различные темы? Проиллю­стрируйте ответ примерами из стихотворений.

Оригинальный взгляд на поэзию Фет формулировал так: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный чело­век, лепечущий божественный вздор». В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» — вот задача поэта. Фет, как правило, не стремится созда­вать картины, а говорит о своем впечатлении от увиден­ного, услышанного, осмысленного. Не случайно его на­зывают предшественником импрессионизма (от франц. impression — впечатление), направления, утвердивше­гося в искусстве рубежа XIX-XX веков.

У Фета зачастую можно говорить лишь о доминиру­ющей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мо­тивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.

Грамматическая «крайность» характеризует строй стихотворений «Это утро, радость эта…» (1881), «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событи­ями, жизнью, движением. В пейзажном стихотворении «Это утро, радость эта…» перечисление, нагнетание при­мет весны может показаться «голым», безоценочным: «Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист». Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение — «это», «эта», «этот», «эти» — как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину. Каждый по­втор — как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (пер­вая строфа), дивной ночи, проведенной любящими на­едине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для созда­ния картины полной неги и в то же время целомудрен­ной любви. Прием психологического параллелизма ис­пользован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания — одно из проявлений сча­стья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке: «И заря, заря!..»

Характерной особенностью картин Фета, связанной с политематизмом многих его произведений, является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные его образы — солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь — едины для всех. И, например, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» речь идет о лесс, листьях, ветках, птицах вообще. Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувствен ным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.

То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупко му и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения. Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.

Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзии песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И не важно, о чем она будет. Радость, счастье, «веселье», доступные каждому, явятся в ней — это важнее. Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрыв­ном и естественном единстве.

Здесь искали:

  • как понять поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек
Опубликовано в Сочинения.