Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Пастернака «Доктор Живаго»?

Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»?

Приступая к выполнению задания, вспомните, что в романе Б. Па­стернака «Доктор Живаго» изображены необъятные пространства. От­метьте, что Западная Галиция, Мелюзеев, Москва, Урал, Сибирь и другие природно-пространственные образы используются автором в качестве особого средства поэтики. Объясните, что сознание персонажей на про­тяжении развития сюжета постоянно возвращается к одним и тем же при­родным объектам, наполняя их каждый раз особым смыслом. Благодаря этому они являются средством выражения внутреннего мира героя.

Охарактеризуйте принцип структуризации природно-пространствен­ных образов (одни тяготеют к небесному пространству, другие — к земно­му). Выявите, какие объекты составляют сферу небесного пространства. Назовите главные из них (солнце, луна, звёзды, снегопад, дождь, гроза). Покажите, что в художественной макросистеме романа всё на земле тя­нется к небесному, а небо «сходит наземь». Подчеркните, что человек, физически принадлежащий к земному пространству, своей духовной дея­тельностью скрепляет эти два полюса.

Продолжая ваши размышления, отметьте, что многие природно-пространственные образы носят лейтмотивный характер и способны создать свои «сюжеты», носящие как психологический, так и символический ха­рактер. Покажите это на примере солнца (солнце как символическая опо­ра «прежнего» мира; «подменённое», апокалиптическое солнце револю­ционного времени; вечное солнце творчества, символ «дара живого духа»).

Отметьте, что природные образы служат также средством психологиз­ма, создавая моментальный «снимок» характера персонажа. Лара связана со стихией живой воды во всех её проявлениях (дождь, море), её «сущ­ность» включается в круговорот воды в природе, в вечный диалог боже­ственного и земного. Антипов-Стрельников, напротив, через образ снега связывается только с нижним, земным, пространством и лишён доступа к верхнему, небесному

Покажите, что природно-пространственные образы становятся в ро­мане основой для сопоставления персонажей. Стрельников умирает в романе на фоне снега, в то время как Юрий заканчивает земной путь во время дождя. Таким образом, Живаго и Стрельников как «антиподы» противопоставляются и на символическом природном уровне (оппозиция «вода живая / вода мёртвая»).

Объясните, что через образы природного пространства пространство душевного мира Живаго приобретает двойное измерение (модель Эдема — естественная включённость человеческого «Я» во взаимообмен земного и небесного и модель Апокалипсиса — разобщённое, дисгармоничное пространство).

В заключении сделайте вывод о функциональной многозначности природно-пространственных образов.

Опубликовано в Сочинения.