Каковы особенности художественного времени и пространства в романе «Тихий Дон»?
Особенность хронотопа романа – в точной определенности действия во времени и пространстве. Основные события произведения занимают 10 лет – с мая 1912 по март 1922 г. – и разворачиваются почти целиком в хронологическом порядке. В третьей главе первой части мы узнаем, что «из хутора в майские лагеря уходило человек тридцать казаков». А в марте 1922 г. возвращается домой Григорий Мелехов (финал романа). Предыстории героев расширяют рамки действия вплоть до царствования Петра I.
Конкретное пространство «привязывает» художественный мир к конкретным топографическим реалиям: точны названия хуторов (Базки, Пономарев), станиц (Вешенская, Каргинская, Глубокая). Только название хутора Татарского вымышленное, хотя, по описанию местоположения, он «стоит» на месте реального Калининского (бывшего Семеновского). Еще один вымышленный топоним – имение Ягодное.
Действие первой и второй частей проходит в основном на Дону, в мирное время, а с конца третьей части начинает действовать принцип композиционной двуплановости: как и в «Войне и мире» Льва Толстого, картины мира перемежаются с картинами военных действий. Соответственно расширяется и художественное пространство: это не только донские хутора и станицы, но и Новочеркасск (административный центр Области Войска Донского), Галиция, Восточная Пруссия, Москва, Петроград, Могилев (где находилась царская ставка), Ростов, Новороссийск (в котором часть казаков села на корабли, чтобы уехать в Крым, а другая встретилась с отрядами Красной Армии). Такая широта художественного пространства характерна для жанра романа-эпопеи.
Историческая основа произведения подчеркнута делением книг на части (всего их восемь), многие из которых начинаются точным указанием времени действия, например шестая: «В апреле 1918 г. на Дону завершился раздел» между казаками, подготовивший восстание 1919г.