Конфликт Определение

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение, удар, борь­ба, бой) — острое столкновение, противоборство, противо­речие, возникающее между персонажами, либо героем и об­стоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Тео­рия конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Эта­пы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) оп­ределяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, а его разрешение передает ос­новную идею произведения . Существуют следующие виды конфликтов: локальный (предполагает возможность разреше­ния — роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова) и субстанци­альный (неразрешимый — роман «Евгений Онегин» А.С. Пуш­кина). Кроме того, на формальном уровне разграничивают кон­фликты между отдельными героями (рассказ «Дуэль» А.П. Че­хова), конфликты личности и среды (Дж. Байрон, поэма «Путешествие Чайльд-Гарольда»), конфликты внутренние (тра­гедия «Макбет» У. Шекспира) В одном произведении могут быть представлены все типы конфликтов на формальном уров­не (трагедия «Гамлет» У. Шекспира). Кроме того, существуют многоконфликтные произведения, в которых представлены раз­личные уровни конфликтов (система частных конфликтов и один главный, определяющий конфликт). Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» главный, определяющий тече­ние жизни конфликт — это борьба между силами, разъединя­ющими людей (ложные ценности), и между тем, что их объе­диняет (добро) . Конфликт в произведении может быть мнимым, ложным («Ревизор» Н.В. Гоголя). В этом случае и сюжет не получает соответственного развития и движется по кругу. Конфликт может быть неявным, завуалированным, уходить в подтекст (пьесы А.П. Чехова). Каждая эпоха в раз­витии литературы порождала свой определенный тип конф­ликта. Так, для античной литературы был характерен конф­ликт ограниченных возможностей человека и довлеющего над ним рока; для произведений Средних веков — конфликт Бо­жественного и дьявольского, плотского; для литературы эпо­хи Возрождения — конфликт разносторонне развитой, та­лантливой личности, полной жизненных сил и способнос­тей, и антигуманных обстоятельств; для литературы барок­ко — конфликт прекрасного и низменного в человеческой натуре; для произведений классицизма — конфликт между чувством и долгом; для романтиков — конфликт между иде­алом и действительностью; для реалистов — конфликт между сущностью человека и реальными условиями его существова­ния; для модернистов — конфликт между сознанием и под­сознанием.