Краткий пересказ — Судьба человека — Шолохов

М.Шолохов — рассказ «Судьба человека». М. Шолохов не раз обращался в своих выступлениях к проблеме русского характера. Писатель говорил «об упрямом характере у рус­ских людей», об их отзывчивости и великодушии и воскли­цал: «Вот он, русский человек! Русский солдат. Черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?».

Теме русского характера посвящен и рассказ Шолохова «Судьба человека», повествующий о событиях Великой Оте­чественной войны. Великую народную трагедию военного времени изображает Шолохов в этом рассказе. В небольшом по объему произведении перед читателем проходит жизнь ге­роя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов — мир­ный труженик, ненавидящий войну. Как величайшую драго­ценность хранит он в сердце память о довоенной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее…».

Этот человек стойко вынес все выпавшие на его долю ис­пытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны.

В тяжелейших условиях герой проявил смелость, выдерж­ку, самообладание, чувство собственного достоинства. В Ан­дрее Соколове отразилась одна из лучших черт русского на­рода — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины. Для него противоестественна война, но если она началась, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдат­ской службы. Верный своим понятиям о чести и долге, он уби­вает предателя, который хотел выдать немцам своего коман­дира. Чувство товарищества заставляет Андрея в критиче­скую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Соколов прекрасно знал об опасной обстанов­ке, когда возникла необходимость подвезти снаряды гаубич­ной батарее. И в этой ситуации у него не было никаких коле­баний: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?».

Огромная твердость духа, мужество, чувство собственного достоинства помогли герою выстоять во время встречи с Мюл­лером в немецком лагере, когда он отказался выпить за побе­ду немецкого оружия. И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза — лейтмотив произведения. Выдержав все удары судьбы, выстояв в немыс­лимых испытаниях, герой вновь обрел радость в жизни — лю­бовь маленького Ванюшки.

Критики не раз отмечали обобщенность, собирательность образа Андрея Соколова. Перед читателем предстает не про­сто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера, судьба целого поколения. Эта собирательность образа героя позволяет нам не только сопоставлять Андрея Соколова с ге­роями других авторов (с Василием Теркиным из одноименной поэмы А.Т Твардовского), но и говорить о фольклорной сим­волике произведения.

Попробуем сопоставить Соколова с героями многочислен­ных русских сказок о солдате, которому свойственны неко­торые постоянные черты характера: выносливость и терпение, находчивость в трудных ситуациях, даже в момент испыта­ния смертью. Испытание героя смертью — распространен­ный фольклорный мотив. Такое испытание Соколов прохо­дит многократно. После разрыва дальнобойного снаряда он потерял сознание. «Как остался я живой тогда — не пони­маю». Затем герой был на волоске от смерти, когда подошли немецкие автоматчики. Молодой немец даже хотел застрелить его, но его удержал пожилой ефрейтор. Потом чудом уцелел Соколов, когда после побега его настигли немцы с собаками. И во время вызова к немецкому коменданту смерть опять ми­новала его.

Сказочный солдат нередко мастер на все руки. Таков и Со­колов: он выполняет самую разную крестьянскую работу — плотничает, слесарничает, водит машины. В фашистском пле­ну ему приходится осушать болота, откатывать уголь в шахте, работать на силикатном заводе. Сама внешность его («здоро­вый и сильный, как дьявол») напоминает нам облик сказоч­ного богатыря.

В рассказе нередко используется Троекратность — излюб­ленный фольклорный прием. У Андрея Соколова было трое детей, трижды он теряет родных, трижды был ранен, трижды Мюллер предлагает ему выпить перед смертью.

В рассказе Шолохова присутствуют символические обра­зы, картины. Писатель идет от внешнего к внутреннему, от конкретно-предметного к философскому. Явления природы у него очеловечиваются, сопоставляются с жизнью героя. Так, через весь рассказ проходит образ ветра. Уже в начале пове­ствования говорится: «В конце марта из Приазовья подули теплые ветры…». Потом этот теплый ветер у Шолохова пере­ходит в военный ураган, ставший важным звеном в обрисов­ке жизненного пути Соколова. Символичен в рассказе и об­раз дороги. «В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать…», «…дорога вся насквозь артогнем простреливается», «вышел я на дорогу». Конкретно-предметный план дороги так­же постепенно перерастает в символ жизненного пути героя.

Таким образом, рассказ «Судьба человека» вырос на осно­ве фольклорных традиций, на основе народного мировоспри­ятия. Эти мотивы и традиции представляются необыкновен­но важными в раскрытии гуманистического содержания рас­сказа, в выявлении характерных черт русского национально­го характера.

Здесь искали:

  • аргумент судьба человека шолохов
  • изложение по кортине шолохова судьба человека
Опубликовано в Краткие содержания.