Краткий пересказ — Воскресение — Толстой

Л.Н. Толстой — роман «Воскресение». В романе «Вос­кресение» писатель беспощадно обнажает социальные поро­ки, разоблачая современное ему общество. Сначала мы видим частный случай: судебную ошибку, бездушие судей, которые соблюдают формальности, забывая о человеке. Далее тот же самый формализм, бюрократизм, равнодушие мы видим в действиях московского губернатора, в действиях чиновников. Толстой изображает страшную, бездушную, слепую бюрок­ратическую машину, уничтожающую людей.

Вот один из винтиков этой машины — старый генерал ба­рон Кригсмут. На его совести лежит гибель политических зак­люченных, однако это совсем не трогает его, потому что чело­век в нем давно умер. И Толстой подчеркивает это характер­ными деталями: у генерала «жесткие, морщинистые и окосте­невшие в сочленениях пальцы», от лица его веет холодом, на нем появляется лишь «далекое подобие улыбки».

Голод, нищета, вымирание, бесправие народа — вот что ви­дит Нехлюдов в городе и в деревне, в тюрьме и по дороге в Сибирь. Ярким символом всех этих жизненных явлений в ро­мане становится образ невинного дитя, «бескровного ребеночка в скуфеечке из лоскутиков», которого герой встречает в де­ревне. «Ребенок этот не переставая странно улыбался всем своим старческим личиком и все шевелил напряженно искрив­ленными большими пальцами. Нехлюдов знал, что это была улыбка страдания».

Жизнь народа, несчастных ссыльных, бедных детей про­тивопоставлена в романе жизни чиновников, городовых, всех богатых и состоятельных людей. Добиваясь контрастности изображения, автор использует характерные эпитеты: «чрез­вычайно учтивые и чистые чиновники», «прекрасная, чисто политая мостовая», «прекрасные, чистые дома».

Принцип антитезы определяет всю композицию произве­дения. Так, в начале романа мы видим жизнь природы и жизнь города, мрачную тюрьму и бесконечное, свободное небо, гряз­ные камеры и роскошную квартиру князя Нехлюдова.

Даже вера людей у Толстого подменяется фарисейством. Рисуя церковный обряд, писатель ризу священника называет «парчовым мешком», иконостас — «перегородкой», богослу­жение — «манипуляцией». Оказывается, священник лишь де­лает вид, что верит превращению вина в кровь и кусочков хлеба в Божественное тело. А духовный сан ему приносит немалые доходы.

Таким образом Толстой разоблачает таящиеся в обществе пороки: несовершенную судейскую систему, бюрократизм чиновников, беззаконие, ложь, равнодушие к человеческой судьбе.

Здесь искали:

  • образ генерала кригсмута
Опубликовано в Краткие содержания.