Краткое содержание – Людочка – Астафьев

В. Астафьев – рассказ «Людочка». В этом рассказе ав­тор представляет нам трагическую историю деревенской де­вушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиг­раф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские стро­ки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручаю­щей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».

И далее он разворачивает перед читателем эту простую ис­торию о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяю­щейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, зам­кнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в посе­лок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерс­кую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.

Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы ви­дим запустение, разорение, издевательство человека над при­родой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда – грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сло­манные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побежда­ет!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так пи­сатель, используя прием контраста, говорит об огромной дис­танции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке – всюду разруха, пьянство, ни­щета, нравственная деградация общества. С большой ирони­ей, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозун­гами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описы­вает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнус­ность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отно­шение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях – едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою ост­рую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут силь­ные и глубокие чувства.

После всего произошедшего Людочка испытывает глубо­кое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал – никому до меня нет дела!» – думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горь­кое восклицание автора словно продолжает мысли его герои­ни: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простень­кой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»

Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, от­чим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ог­рабленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздох­нут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взра­щенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невин­ную душу.

А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла – в разрыве связей народа со своей историей, в ги­бели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.

Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, оза­боченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все мо­ральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.