Краткое содержание – Отец Сергий – Толстой

Л.Н. Толстой – повесть «Отец Сергий». В повести «Отец Сергий» Л.Н. Толстой изображает человека, пытающегося ве­сти борьбу с собственными пороками. Герой повести Степан Касатский – сложный, гордый, самолюбивый человек. Он изображен в кризисный момент судьбы. Перед свадьбой он узнает о прошлом романе своей невесты с императором. И это событие переворачивает всю его жизнь, он не может прими­риться с этим фактом. Сильный, ловкий, красивый, талант­ливый, Касатский привык во всем быть первым, всего легко добиваться, вызывая неизменное восхищение окружающих. Именно поэтому столь болезненно реагирует он на признание своей невесты.

Оставив светскую жизнь, герой уходит в монастырь. И Касатский вроде бы смиряется со всем происходящим, пытает­ся привыкнуть к новому образу жизни. «Как в полку он был не только безукоризненным офицером, но таким, который де­лал больше того, что требовалось, и расширял рамки совер­шенства, так и монахом он старался быть совершенным; трудящимся всегда, воздержным, смиренным, кротким, чистым, не только наделе, но и в мыслях, и послушным. В особеннос­ти последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь. Если многие требования монашеской жизни в монас­тыре, близком к столице и много посещаемом, не нравились ему, соблазняя его, все это уничтожалось послушанием: не мое дело рассуждать, мое дело нести назначенное послушание, будет ли то стояние у мощей, пение на клиросе или ведение счетов по гостинице. Всякая возможность сомнения в чем бы то ни было устранялась тем же послушанием старцу. Не будь послушания, он бы тяготился и продолжительностью и одно­образием церковных служб, и суетой посетителей, и дурными свойствами братии, но теперь все это не только радостно пе­реносилось, но составляло в жизни утешение и поддержку». Здесь писатель глубоко исследует процессы внутренней жиз­ни героя, подчеркивает то, что в принципе Степан Касатский был чужд монашеской жизни, что все это не находило созву­чия в его душе. Однако герой постригся в монахи с именем Сергия. При этом честолюбивые помыслы не оставили его души. Он был переведен в столичный монастырь и воспринял новое назначение с большой радостью. Однако и здесь по­явились свои соблазны: гордыня и плотская похоть. Касатский пытается бороться с ними. Следуя указанию своего на­ставника, он уходит в Тамбинский монастырь, запирается в келье, становится затворником. Но и тут героя ожидают свои соблазны. В душе его – мучительные сомнения. «Боже мой! Боже мой! – думал он. – За что не даешь ты мне веры. Да, похоть, да, с нею боролись святой Антоний и другие, но вера. Они имели ее, а у меня вот минуты, часы, дни, когда нет ее. Зачем весь мир, вся прелесть его, если он греховен и надо от­речься от него? Зачем ты сделал этот соблазн? Соблазн? Но не соблазн ли то, что я хочу уйти от радостей мира и что-то готов­лю там, где ничего нет, может быть». Мы видим, что в душе героя нет истинной веры.

Красавица-барыня Маковкина, катаясь с большой ком­панией, посещает келью затворника, пытается соблазнить его, и, чтобы спастись от греха, отец Сергий отрубает себе палец. Этот случай становится известным, затворничество героя пре­кращается, его начинают считать истинным святым, целите­лем. И вся духовная работа в отце Сергии прекращается, подменяется внешними занятиями, его снова охватывает гор­дыня. «Он часто удивлялся тому, как это случилось, что ему, Степану Касатскому, довелось быть таким необыкновенным угодником и прямо чудотворцем, но то, что он был такой, не было никакого сомнения…» В определенной степени законо­мерным становится здесь и нравственное падение отца Сер­гия – «плотский грех», в который ввергла его безумная купе­ческая дочь.

Таким образом, герой Толстого, одолеваемый пороками, не имел Бога в собственной душе, а жил лишь для себя. В финале он уходит из монастыря, обретая приют у своей дальней род­ственницы, живущей для людей. И здесь отец Сергий обрета­ет новое понимание жизни: «Так вот что значил мой сон. Па­шенька именно то, что я должен был быть и чем я не был. Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей. Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облаго­детельствованных мною для людей. Но ведь была доля ис­креннего желания служить Богу?» – спрашивал он себя, и ответ был: «Да, но все это было загажено, заросло славой людской. Да, нет Бога для того, кто жил, как я, для славы людской. Буду искать его». Затем за бродяжничество Касат­кина ссылают в Сибирь, он живет у богатого мужика, рабо­тает в огороде, учит детей, ухаживает за больными. И только теперь он обретает Бога в своей душе, так как начинает жить не для себя, а для людей.

Таким образом, в этом рассказе мы видим человека, веду­щего борьбу с собственными пороками: честолюбием, эгоиз­мом, безверием, плотской страстью.