Краткое содержание – Попрыгунья – Чехов

А.П. Чехов – рассказ «Попрыгунья». В основе компо­зиции рассказа лежит принцип антитезы. Скромный, неза­метный доктор Дымов противопоставлен своей жене Ольге Ивановне и ее окружению – обществу знаменитостей, боге­мы, художникам и музыкантам. Дымов – «простой, очень обыкновенный и ничем не примечательный человек», он слу­жит ординатором и прозектором в больницах, частная прак­тика почти не приносит ему дохода. Он постоянно занят рабо­той. Основные качества героя – простота, скромность, поря­дочность, терпение, здравый смысл, талантливость. Дымов преданно и беззаветно любит свою жену. Ольга Ивановна же занята собственной жизнью. «Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими… видела их во сне… жаждала их и не могла утолить своей жажды». Все они прочили ей блестящее будущее, но Чехов незначительной деталью открывает читате­лю истинное положение дел. «Недурственно», – замечает ху­дожник Рябовский о живописи Ольги Ивановны. Это слово звучало у Чехова в рассказе «Ионыч», его любили в семействе Туркиных. И мы понимаем здесь, каково отношение автора к этой героине. Так же значимо и само заглавие произведения – «Попрыгунья». Героиня предстает здесь легкомысленной, кап­ризной, избалованной женщиной, в действительности лишен­ной каких-либо талантов. Она заводит роман с художником Рябовским, и муж ее молча и бестрепетно переживает эти труд­ные времена, ни в чем не упрекая жену.

Кульминация рассказа – болезнь Дымова. Спасая боль­ного ребенка и заразившись дифтеритом, он умирает, испы­тывая страшные страдания. И автор открывает нам свое от­ношение к этой ситуации. «Молчаливое, безропотное, непо­нятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарак­терное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если бы оно пожало­валось, хотя бы в бреду, то дежурные доктора узнали бы, что виноват тут не один только дифтерит. Спросили бы они Коро­стелева: он знает всё и недаром на жену своего друга смотрит такими глазами, как будто она-то и есть самая главная, на­стоящая злодейка, и дифтерит только ее сообщник».

Дымов умирает, и его друг Коростелев раскрывает нам ду­шевные качества Дымова, говорит о его таланте и самоотвер­женности. « -Кончается… – повторил он тонким голоском и опять всхлипнул. – Умирает, потому что пожертвовал собой… Какая потеря для науки! – сказал он с горечью. – Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный че­ловек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! – продолжал Коростелев, ломая руки. – Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не най­дешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой! – Коростелев в отчаянии закрыл обеими руками лицо и покачал головой.

А какая нравственная сила! – продолжал он, всё боль­ше и больше озлобляясь на кого-то. – Добрая, чистая, любя­щая душа – не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. Аработал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!»

Для героини тоже наступает «прозрение»: она не разгляде­ла в муже «будущую знаменитость». «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая ска­зать: «Прозевала! прозевала!»

Таким образом Чехов представляет нам ситуацию, когда любовь мешает человеку жить, не дает полноценно развивать­ся таланту.