Краткое содержание – Преступление и наказание – Достоевский

Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание».

Образ противоречивого героя, мучительно раздвоенной лич­ности создал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Об этой двойственности говорит уже сама фами­лия его – Раскольников. Душа этого героя словно раскалы­вается надвое после совершения им преступления.

Родион Раскольников, главный герой романа, – молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридичес­кого факультета. Он «хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Раскольников – человек добрый, чуткий, наделенный чув­ством сострадания. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает Мармеладовым.

Семья героя бедствует. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Сам же он вынужден оставить обучение из-за недостатка средств. Стремясь помочь близким и проверить свою теорию о двух ти­пах людей, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, грабит дом. Причем доминирует в мотивах преступления его именно желание проверить свою теорию.

Достоевский неоднократно подчеркивает двойственность образа Раскольникова. В первой, экспозиционной части ро­мана Раскольников изображен в двух ипостасях: с одной сто­роны, он альтруист, готовый отдать последнее, помочь людям; с другой стороны – это мизантроп и циник, одинокий и не­людимый человек, холодный философ, готовый совершить убийство. Попеременно эпизоды романа показывают то одну, то вторую сторону души Раскольникова. Так, противоречи­вость натуры героя проявляется в его общении с матерью и сестрой, с Разумихиным и Порфирием Петровичем. Все они чувствуют роковую раздвоенность личности Родиона. Так, мать, глядя на него, порой не понимает собственных чувств: «И как это у него все хорошо выходит… И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и… заплакала, – а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?…». Умной, наблюдательной Дунечке тоже кажется странным поведение брата: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирится, и прошения просит, точно службу служит или урок затвердил». Порфирий Петрович, думается, сумел разгадать натуру Раскольникова. Он называет его «наиблагороднейшим» человеком, а в пре­ступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздра­женное сердце».

Также противоречивость натуры героя отражается и в его снах. В этом плане очень важен первый сон Раскольникова, в котором озверевший Миколка забивает несчастную лошаден­ку, которая «даром хлеб ест». В этом сне Родион-ребенок бро­сается на него с кулачками и горько рыдает. Чистая, детская натура героя безудержно протестует против совершаемого на­силия (и в том числе против спланированного убийства). Этот сон композиционно противостоит сцене убийства, в кото­рой торжествует темный аспект души героя. В последующих частях романа мотив внутренней раздвоенности души Рас­кольникова получает дополнительную разработку. Изобра­жается болезнь Раскольникова, внутренние и внешние мо­нологи героя.

Достоевский подчеркивает эту гротескную двойствен­ность положения героя мотивом смеха, который сопровожда­ет образ Раскольникова. За минуту перед убийством старухи «ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась». Откровенно и нагло сме­ется над ним старуха, когда он во сне убивает ее вновь; смеет­ся кто-то в соседних комнатах. «Положение Раскольникова трагично – и вместе с тем смешно, но в философском контек­сте романа это – высший смех, это истинная нравственная оценка идей и поступков героя», – писал М. Бахтин.

После преступления герой переживает состояние крайнего одиночества, которое охватывает его душу «мертвым холодом». Однако человеческая натура его не может смириться с проис­ходящим. Поэтому душевная борьба героя становится все ос­трее и напряженнее, мысли – тяжелее, запутаннее. Расколь­ников, по своей теории, должен отказаться от всех тех, ради кого он пошел на преступление, потому что они – «твари дро­жащие», люди низшего разряда. Все яснее он чувствует связь своей теории со взглядами Лужина и Свиригайлова, которых считает негодяями. И все это делает положение героя невыно­симым.

Достоевский развивает здесь идею искупления преступле­ния страданием. Лишь через болезненную ломку собствен­ных убеждений, отказ от своей теории Раскольников посте­пенно обретает хоть какую-то душевную гармонию, общность с людьми. И происходит это в тот момент, когда он соприка­сается человеческим страданием, начинает живо участвовать в нем. Это происходит в доме умирающего Мармеладова, ког­да Раскольников помогает его семье. Этот мир простых лю­дей, по мысли Достоевского, и есть та ниточка, которая ведет к духовному воскресению.

Процесс этот писатель подчеркивает символической дета­лью: герой спускается от Мармеладовых по лестнице – «схо­дит с вершин страдания человеческого, с петербургской Гол­гофы, с такого же четвертого этажа, где он принес себя в жер­тву своей «идее»». На лестнице его нагоняет сначала священ­ник, затем Поленька, которая благословляет Родиона на новый путь. Этот образ невинного ребенка олицетворяет собой то лучшее, что есть в человеческой природе. И именно с этим соприкасается герой.

В духовном воскресении Раскольникова важную роль иг­рает Соня. Сначала он мучит и терзает ее, желая найти в судь­бе ее подтверждение своим идеям. А потом открывается до конца, и она помогает ему. Кульминация отношений героев – чтение главы из Евангелия. Погубив в себе человека, Расколь­ников не верил в его воскресение. Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно. Так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере. И как тот был завален камнем, так и герой Достоевского был погребен под отчаянием и безысход­ностью. Веря в воскресение Лазаря, Соня поверила и в Рас­кольникова и спасла его этой верой.

Достоевский не дает увидеть читателям полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. Духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика перекликается в романе с сим­воликой воскресения Лазаря. В конце эпилога упоминается также еще один библейский персонаж – Авраам. В книге Бы­тия это первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Важ­ная христианская тема романа – обращение Бога к человеку и обращение человека к Богу. Перед человеком неизбежно вста­ет вопрос, какой избрать путь – добра или зла. Примирение с Богом и людьми – духовный подвиг, результатом которого будет рост личности. Бунт и сопротивление ограничивают че­ловека в его мирке, отчуждают от людей. Соня говорит, что Раскольников отошел от Бога, и за это Бог его наказал, «дья­волу предал». В финале же от бунта герой приходит к смире­нию. Соня дарит ему Евангелие.

Таким образом, к истине, к самому себе герой Достоевско­го идет через страдание. И в этом заключалась общая идея романа. В черновиках «Преступления и наказания» писатель замечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужи­вает свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой не­справедливости, ибо жизненное знание и сознание… приоб­ретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».