Краткое содержание – Веселый солдат – Астафьев

 

В. Астафьев – роман «Веселый солдат». В этом романе представлена «окопная правда» солдат, атмосфера военных и гражданских будней, того мира, в котором пришлось жить героям Астафьева. Книга выходит за рамки традиционно-ли­тературного изображения воинского быта, мы видим, что сол­даты, героически защищающие Родину, фактически никому не нужны, что жизнь человеческая обесценена. В романе широ­ко представлены так называемые отрицательные персонажи, представители власти, системы, медицинские работники.

Таковы у Астафьева санпоездники, замполит госпиталя Владыко, начальница госпиталя Чернявская, Черевченко, капитан, муж Калерии. Первая часть романа носит название «Солдат лечится». В действительности же в том госпитале, куда попадает герой романа, не происходит никакого лечения. Ос­новной рецепт для всех больных в этом заведении – наложе­ние гипса, под которым у бойцов заводятся клопы и черви. «Главное лечение здесь был гипс. Его накладывали на суста­вы и раны по прибытии раненого в госпиталь и, как бы зак­лючив человека в боевые латы, оставляли в покое. Иные сол­даты прокантовались в этом «филиале» по годику и больше, гипс на них замарался, искрошился в сгибах, на грудях – жестяно-черный, рыцарски посеребренный, сверкал он неус­трашимой и грозной броней. Под гипсами, в пролежнях, про­ложенных куделей, гнездились вши и клопы – застенная за­раза приспособилась жить в укрытии и плодиться. Живность из-под гипсов выгоняли прутиками, сломленными в саду, и гипсы, как стены переселенческих бараков, щелястых, плохо беленных, были изукрашены кровавыми мазками давленых клопов и убитых трофейных вшей, которые так ловко на гип­се давились ногтем, так покорно хрустели, что вызывали мсти­тельные чувства в душах победителей». Раненым приходилось самостоятельно бороться с этим явлением, так как медперсо­нал госпиталя больными фактически не занимался. Так, раз­добыв марганцовки, бойцы помогли одному из раненых – Васе Саратовскому, потому что под гипсом у него завелись черви. Отвратительна сцена с начальницей госпиталя Чернявской, где она, возмущенная самоуправством и самолечением боль­ных, пытается запугать их, угрожает им штрафбатом. Так же безобразен и замполит госпиталя Владыко, низкий, трусли­вый, лицемерный человек. Он создает лишь видимость деятельности, ничего не предпринимая в реальности. Все но­вости он узнает, играя с солдатами в шахматы.

Другая группа образов – это персонажи, сумевшие сохра­нить в себе человечность, честность, доброту, милосердие. Таковы в романе санитарки Клава и Аня, Петя Сысоев и Анкудин Анкудинов, лаборантка Лиза, Семен Агафонович, тесть главного героя. Петя Сысоев не бросил своего друга Анкудина, когда его ранили, помог переправить его в госпиталь. Лиза поддерживала Сергея, когда весь госпиталь потешался над ним из-за того, что он избегает женщин.

Книга В. Астафьева имеет кольцевую композицию. Начи­нается и заканчивается она упоминанием о немце, которого убил главный герой. «…Четырнадцатого сентября одна тыся­ча девятьсот сорок четвертого года я убил человека». «Попив из фляги воды, долго лежал в холодной осенней земле и не мог уснуть, телом ощущая, как, не глубоко мною зарытый в по­кинутом окопчике, обустраивается навечно в земле, чтобы со временем стать землею, убитый мною человек. Еще течет меж пальцев рук, в полураскрытые глаза и в рот мертвеца прах скудного, рыхлого прикарпатского крестьянского поля, осы­пается комочками за голову, за шею, гасит последний свет в полусмеженных глазах, темно-синих от мгновенной сердеч­ной боли, забивает в последнем крике разжатый рот, в кото­ром не хватало многих зубов и ни золотые, ни железные не были вставлены взамен утраченных. Бедный, видать, человек был – может, крестьянин из дальних неродовитых земель, может, рабочий с морского порта. Мне почему-то все немец­кие рабочие представлялись из портов и горячих железодела­тельных заводов. Через несколько дней, с почти оторванной рукой, выводил меня мой близкий друг с расхлестанной при­карпатской высоты, и, когда на моих глазах в клочья разнес­ло целую партию раненых, собравшихся на дороге для отправ­ки в медсанбат, окопный дружок успел столкнуть меня в при­дорожную щель и сверху рухнуть на меня, я подумал: «Нет, «мой» немец оказался не самым мстительным…».

Мы видим, что Сергея угнетает сознание совершенного им убийства. Точно так же страдал Петя Ростов, вспоминая уби­того им француза, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Гри­горий Мелехов у Шолохова не мог забыть первого убитого им австрийца. Так и герой Астафьева. Он связывает это обстоя­тельство со своим ранением. Таким образом, мы видим ос­мысление рассказчиком своих поступков с позиций фило­софских, жизнь – это и есть подлинная ценность, по мысли рассказчика.

Вторая часть романа носит название – «Солдат женится». Здесь мы видим композиционный параллелизм. Мирная жизнь также требует от героя душевных усилий, борьбы, ду­шевной стойкости. Основные события жизни Сергея в этой части – женитьба, знакомство с семьей жены, рождение де­тей, работа и учеба в вечерней школе. Нелегко приходится ге­рою в этой мирной жизни. Для того чтобы сфотографировать­ся на паспорт, он должен был продать запасную пару белья. Домик их не протапливается полностью, дров не хватает, в горсобесе Сергею отказывают в дровах, он прибегает к помо­щи военкома. От холодов, плохого питания заболела первая дочка героя, Лидочка. В больнице ее морили голодом. Как ни просила жена Сергея находящихся там кормящих женщин покормить ребенка грудью, никто не согласился. В результате девочка умерла. Нечем было справить поминки по ребенку. Голод, вечные холода, безденежье, болезни, бытовая неустро­енность, нарушение властями прав людей – все это долго пре­следовало семью Сергея. Брат жены его, Вася повесился в са­рае. Сестра ее Калерия умерла после родов, оставив малень­кого ребенка. Муж Калерии, капитан НКВД, сбежал, бросив своего сына. Сам герой болен туберкулезом, жена его вынуж­дена была сделать аборт, имея уже пять месяцев беременнос­ти. И исследуя сами истоки этой жизни, автор задается воп­росами, возникающими в душе каждого русского человека: «Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму, и мы шаримся в ней, ищем дно, опору и какой-то путеводный свет будущего. Зачем он нам, тот свет, ведущий в геенну ог­ненную? Мы жили со светом в душе, добытым задолго до нас творцами подвига, зажженным до нас, чтоб мы не блуждали в потемках, не натыкались лицом на дерева в тайге и друг на дружку в миру, не выцарапывали один другому глаза, не ло­мали ближнему своему кости. Зачем это все похитили и ниче­го взамен не дали, породив безверье… Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучи­лись прощать, даже врагам нашим…»

Во второй части романа продолжает развиваться тема немец­кого солдата. Один из пленных немцев, располагая свободным временем, постучался в дом Сергея. И тот впустил его кдом, на­кормил. Именно тот немец назвал героя «веселым солдатом». Так проясняется смысл названия романа. Он скорее ироничен, чем буквален. Очень мало веселого было в жизни Сергея, главного героя романа. Мирная жизнь «брала его за горло», заставляла действовать, требовала от него нравственных усилий, борьбы, умения противостоять злу, лжи, равнодушию.

Таким образом, война обнажала в персонажах героизм вне­шний, мирная жизнь же требовала героизма внутреннего – умения сохранить совесть, человеческое достоинство. Герой же Астафьева так и остался «веселым солдатом», простым рус­ским человеком, которому, по словам Лескова, «умирать при­вычно». И писатель глубоко исследует это явление националь­ного духа. Человек у Астафьева чудовищно унижен властью, начальством, государством, голодной и нищей жизнью, но он не сдается, сохраняет в своей душе свои понятия о нравствен­ности и духовную самостоятельность.