Кто из русских писателей или поэтов обращал­ся к теме предназначения художника

Подумайте, кто из русских писателей или поэтов обращал­ся к теме предназначения художника и в чем они близки автору «Мертвых душ»?

К теме предназначения художника обращался Н. Полевой в повести «Живописец», а также М.А. Булгаков в романе «Ма­стер и Маргарита».

Романтический мотив противостояния художника и тол­пы лежит в основе повести Н. Полевого «Живописец». Писа­тель с горечью осознает то, что творческой, гениальной лич­ности нет места в современной жизни. У героя повести траги­ческая судьба. Общество не в состоянии оценить его талант, его неординарную личность, его стремление к небесному иде­алу. Любовь его заканчивается несчастливо (его любимая де­вушка Веринька выходит замуж за другого человека), и в фи­нале Аркадий погибает, получив желаемое признание своего таланта лишь после смерти. «Земное» в повести вроде бы не­гласно торжествует: мы видим картину безмятежной, счаст­ливой семейной жизни Вериньки. Однако авторская позиция здесь вполне определенна: в этом описании, в самом портрете героини звучит и тонкая ирония рассказчика, и его сожале­ние о трагической судьбе гения в этом мире.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор ис­следует взаимоотношения художника и общества. И взаимо­отношения эти по-настоящему трагичны. Герой Булгакова одинок, роман его не оценен по достоинству. Непризнание, травля, клевета — это удел Мастера в романе. Он не выдержи­вает выпавших на его долю испытаний и сжигает свой роман о Понтии Пилате. Фактически Мастер у Булгакова утратил способность творить.

Авторская позиция Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» вполне определенна: на художнике лежит огромная ответствен­ность за его произведения, он в своем творчестве должен сле­довать жизненной правде, однажды выбранному им пути. Только так он может принести пользу своей Родине и народу. И писатель должен быть сильным, мужественным человеком, борцом, исполненным внутреннего стоицизма, должен уметь отстаивать свою литературную и гражданскую позицию.

Авторская позиция М.А. Булгакова во многом сходна с позицией Н.В. Гоголя. Булгаков также считает, что на худож­нике лежит огромная ответственность за его творения, что вся ложь, халтура, искусство-забава и искусство-ремесло рано или поздно наказываются высшими силами. И такими сила­ми у писателя становятся Воланд и его свита. В сумасшедший дом попадают два поэта, Берлиоз гибнет под рельсами трам­вая, квартира критика Латунского полностью разгромлена Маргаритой, в финале сгорает «дом Грибоедова». Как точно замечают критики, «это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение. Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце се­анса, как и руководители театра, оказывается раздетой». Истинный же художник получает у писателя свою награду — Мастер в романе «заслужил покой». Но, по Булгакову, абсо­лютный душевный покой и отказ от творчества — это духов­ная смерть. Спасение настоящего художника — в творчестве, в поисках истины. Вот почему его Мастеру не было дано «уви­деть свет»2.

Опубликовано в Сочинения.