Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова) и Тихон Иванович («Гроза» А. Н. Островского).

Начните своё сочинение с мысли о том, что купечество неоднократно оказывалось в центре повествования в произведениях русской классики. Наиболее знакомые вам произведения: «Песнь про … купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, если говорить о литературе первой половине XIX века, и «Гроза» А. Н. Островского — вторая половина XIX века. Тем интереснее рассмотреть динамику развития авторского взгляда на данное сословие в их произведениях.

Главный герой «Песни…» — купец Калашников — наделяется чертами былинного богатыря и вместе с тем романтического персонажа. Степан Парамонович одержим одной целью — стремлением отомстить опричнику, опозорившему его жену. Калашникова не пугают ни смерть, ни царский гнев. Для него всего дороже честь. Степан готов стоять до конца за «святую правду-матушку». Он не просто вступает в поединок с Кирибеевичем, но восстаёт против системы произвола и вседозволенности царской власти, ведь Иван Васильевич готов нарушить своё слово, первоначально обещав праведный бой.

Герой А. Н. Островского Тихон Кабанов — человек другой эпохи. Он живёт в доме, где сильны домостроевские законы. В силу своего характера он не может понять тоску жены по настоящей любви. Тихон уезжает в Москву насладиться свободой и не внемлет просьбам Катерины взять её с собой. Нарушив супружеский долг, героиня всенародно кается в грехе. Однако Тихон готов простить Катерину, потому что любит её. Только по настоянию матери он несколько раз побил жену согласно домостроевским обычаям, но сам страдает от этого. После самоубийства Катерины именно Тихон бросает Кабанихе страшные слова обвинения в том, что она загубила невестку. Его слабость является одной из причин того, что случилось в купеческом доме.

В заключении сделайте вывод о том, как по-разному ведут себя герои в ситуации бесчестия. Коротко резюмируйте свои суждения, приведя в качестве примера как Калашникова, так и Кабанова.