Либеральные реформы 1860-1870-х гг.
Отмена крепостного права означала коренное изменение социально- экономического строя России. За ней последовали и другие реформы, направленные на движение России от феодальных порядков к буржуазным, от сословного неравенства к равенству всех граждан перед законом.
1. Земская реформа (1864) – создание органов местного самоуправления (земств) в уездах и губерниях. Земские собрания выбирались из местного населения по трем куриям: крестьянской, городской и землевладельческой, от каждой из которых избиралась треть депутатов (земских гласных). Выборы от крестьянской курии были ступенчатыми: сначала избирались выборщики, и лишь из их числа – депутаты. Такая система выборов обеспечивала превосходство дворянства (составлявшего меньшинство населения) в составе земств. Земское собрание избирало свой исполнительный орган власти – земскую управу, во главе которой стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Земства занимались вопросами местного благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, сельского хозяйства, статистики. Для этих целей они собирали с населения налоги и нанимали земских служащих, так называемый «третий элемент» земств (после земского собрания и земской управы).
- Городская реформа (1870) была проведена на принципах, аналогичных земской, и предусматривала создание органов местного самоуправления (городских дум) в городах. Выборы в городскую думу также происходили по куриям в зависимости от размера имущества, к выборам были допущены только те, кто платил налоги с имущества или недвижимости, то есть меньшинство городских жителей. Избираемый думой городской голова утверждался губернатором, который также имел право отменять любое решение думы.
- Судебная реформа (1864) преобразовала судебную систему России на основе принципов состязательности обвинения и защиты, гласности судопроизводства, независимости судей. Мировые суды, избиравшиеся органами местного самоуправления, действовали в составе одного судьи в уездах и городах, разбирая мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды, действовавшие на территории нескольких губерний, состояли из судей, назначавшихся императором, рассматривали более сложные дела и принимали решения по уголовным делам с учетом мнения присяжных заседателей. Присяжные избирались из числа местных жителей, постоянно проживающих на данной территории и владеющих определенным имуществом, по жребию и утверждались губернатором. Более высокой инстанцией, куда можно было подать апелляцию на приговор окружного суда, являлась судебная палата, которая также рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников. Самой высшей судебной инстанцией был Сенат. Судебная реформа стала одним из наиболее радикальных преобразований Александра И, тем не менее некоторые пережитки сословного неравенства в судебной системе сохранялись, например особые волостные суды для крестьян, которые могли приговаривать к телесным наказаниям.
- Военная реформа (1863-1870), проводившаяся под руководством военного министра Д. А. Милютина, включала в себя:
• переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной воинской повинности (от службы в армии освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи);
- создание компактной и мобильной армии, которая на случай войны увеличивала численность за счет войск запаса;
- сокращение срока действительной службы с 25 до 6 лет в армии и 7 – на флоте, предоставление льгот по сроку службы лицам, имеющим среднее и высшее образование;
- отмену телесных наказаний в армии, за исключением штрафных частей, улучшение бытовых условий солдат, создание солдатских школ;
- реорганизацию и повышение качества военно-учебных заведений.
- Реформы образования и просвещения:
- появление разных типов начальных школ – государственных, земских, церковно-приходских, частных;
- создание двух типов средних школ – классических гимназий (гуманитарный профиль) и реальных гимназий, затем переименованных в реальные училища (технический профиль). Поступать в университет могли только выпускники классических гимназий. Обучение в средней школе было всесословным, но платным;
- уменьшение платы за обучение в университетах, увеличение количества мест; новый устав университетов (1864) предусматривал их автономию, выборность деканов и ректоров;
- развитие женского образования – появление женских гимназий и высших женских курсов, допуск девушек в университет в качестве вольнослушателей.