Литература и издательская деятельность в серебрянном веке

Литература и издательская деятельность

Литература характеризуется следующими моментами.

  1. Литература. Двумя основными направлениями в литературе были: реалистическое (сохранившееся с XIX в.), традиции которого про­должали А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький и др., и противопоставившее себя ему модернистское. Модернистское направление разделялось на четыре основных течения:
  • декаданс (ранний символизм) и символизм (два поколения символистов: «старшие» – В. Я. Брюсов, 3. Н. Гиппиус и ее муж Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, К. Д. Бальмонт; «млад­шие» – А. А. Блок, А. Белый, И. Ф. Анненский);
  • акмеизм (Н. С. Гумилев, его жена А. А. Ахматова и О. Э. Ман­дельштам), противопоставлявший себя символизму;
  • футуризм (В. Хлебников, братья Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Ма­яковский, А. Е. Крученых, отдельно от них – эгофутурист И. Се­верянин) – самое авангардистское из всех прочих литературных течений;
  • имажинизм (А. Мариенгоф и др.), провозгласивший отказ от футуризма.

Отдельно от этих направлений следует рассматривать поэтическое творчество М. И. Цветаевой, С. Есенина (его творчество относят к так называемой крестьянской поэзии, основанной на народных поэтических традициях) и Д. Бедного (пролетарская поэзия).

  1. Главная тенденция в издательской сфере – постоянный рост чис­ла публикаций, изданий и типографий. С введением свободы печати в октябре – ноябре 1905 г. резко возросло количество издаваемых журналов, газет и прокламаций. По числу издаваемых книг в начале

XIXв. Россия занимала третье место в мире (после Германии и Япо­нии), в чем значительная заслуга принадлежит крупнейшим изда­тельствам А. С. Суворина в Петербурге и И. Д. Сытина в Москве.