Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в России

Литература, печать, музыка, театр

Можно выделить следующие характеристики.

  1. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период – гос­подство классицизма (гражданственность, прославление государства, пышность, подражание античным образцам), который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров (ода, басня, трагедия, комедия, роман). Литераторы XVIII в.: А. Д. Кан­темир, М. В. Ломоносов, М. Д. Чулков (автор первого русского рома­на), В. К. Тредиаковский (основоположник современной системы стихосложения), А. П. Сумароков (басни, трагедии), В. Н. Майков, М. М. Херасков. Оппозиционные литературные произведения созда­вали А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин (пьеса «Недоросль»), А. Н. Ра­дищев («Путешествие из Петербурга в Москву» 1790 г.). Конец XVIII в. характеризуется появлением сентиментализма (Н. М. Карамзин).
  2. В XVIII в. в России возникает система периодической печати (га­зеты, журналы). Первой печатной русской газетой считаются «Санкт- Петербургские ведомости», выходившие с конца 1702 г. После созда­ния Московского университета при нем стали выходить «Московские ведомости». Для второй половины XVIII в. характерна идеологиче­ская борьба сатирических журналов Н. И. Новикова («Трутень», «Жи­вописец», «Кошелек»), критиковавшего самодержавие и крепостни­чество, и издаваемого под эгидой Екатерины II журнала «Всякая всячина», в котором обличались пороки общества и времени, но не государственный строй.
  3. Музыка и театр. Среди тенденций развития театра – упадок ско­морошества, переход от иностранных образцов к национальному театру, возникновение первого профессионального государственно­го театра в России (основан в Петербурге в 1756 г. ярославским ак­тером и режиссером Ф. Г. Волковым), появление первых крепостных театров (графов Шереметьевых, Юсуповых и др.). В XVIII в. появ­ляются первые русские профессиональные композиторы (Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин), при Анне Иоанновне была создана первая придворная опера, открыты профессионально-худо­жественные училища танца (Танцевальная школа в Петербурге, Ба­летная школа в Москве).