Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Представляя в своём развёрнутом ответе авторскую позицию, пока­жите, что крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» многолик и разнообразен. В основе сюжета — путешествие се­мерых временнообязанных мужиков, сквозных героев, отправившихся в поход за счастьем. Правдоискательство всегда было в крови у русского народа, и опыт таких духовных поисков характерен для национального менталитета.

Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что писатель, изо­бражая народный мир, не идеализирует характер русского мужика. Неоднородность крестьянской среды определяется, с одной стороны, противоречивостью общественной жизни, с другой — натурами героев, совмещающих в себе доброту и жестокость, справедливость и готовность к обману, совестливость и возможность преступить закон, долготерпение и активный протест против притеснений и гнёта.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите разнообразные народные типы, представленные в некрасов­ской поэме. Это и крестьяне-философы (Яким Нагой), и крестьяне-пра­ведники (Ермило Гирин), народные заступники (Гриша Добросклонов), грешники (Глеб), рабы (Яков «верный, холоп примерный», Ипат, Клим Лавин) и богатыри, бунтари (Савелий, Матрёна Тимофеевна).

Вспомните, что рабский дух был передан с молоком матери Якову «верному, холопу примерному», дворовым людям Последыша. Вино ста­новится источником нравственного порабощения народа:

У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная —

Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

Л всё вином кончается.

Подчеркните, что Яким Нагой, мужичий «философ», определяет извечные противоречия народного духа: большой духовный потенциал и невежество, вопиющее пьянство. Но есть в поэме крестьяне, которые сумели сохранить внутреннюю свободу, не сломаться под бременем ве­кового гнёта. «Клеймёный, да не раб!» — приговаривает с гордостью «бо­гатырь святорусский» Савелий — мудрец и бунтарь, отбывший каторгу за убийство управляющего. И хоть «не дело между бабами счастливую искать», образ Матрёны Тимофеевны — труженицы, матери, солдатки — убеждает нас в том, что она более всего достойна счастья.

Расскажите, что мерилом праведничества становится борьба за соб­ственное счастье как первый шаг к его достижению. Обращается Ермило Гирин, сражающийся с купцом Алтынниковым за «сиротскую мельницу», к миру с просьбой о помощи, и побеждает мир врага. Освобождает разбой­ник Кудеяр народ от жестокого пана Глуховского, и ему даруется небесное прощение.

Отметьте, что библейский образ сеятеля, бросающего семена на бла­годатную почву — душу русского народа — воплощён в Грише Добросклонове. Это тип «всемирно болеющего человека», который станет во главе рати и дарует всем свет и свободу. Конечно, многое здесь от надежды, меч­ты, но они имеют реальную опору:

В рабстве спасённое Сердце свободное —

Золото, золото Сердце народное!

В своём ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как эпическая поэма, система образов, сюжетно-композиционная орга­низация, авторская позиция, фольклорные мотивы, литературный тип, характер, образ.

Подчеркните многообразие коллективных и индивидуальных черт на­ционального характера, воплощённых Н.А. Некрасовым в крестьянских типах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Здесь искали:

  • крестьянский мир в поэме
  • мир в поэме кому на руси жить хорошо
  • сочинение кристьянский мир
Опубликовано в Сочинения.