Музыка, театр, балет, кинематограф в серебрянном веке

Музыка, театр, балет, кинематограф

В развитии искусства выделяются следующие моменты.

  1. В русской музыке развивались две противоположные тенденции: с одной стороны, творчество композиторов бывшей «Могучей куч­ки» (последним русским классиком в музыке считается Н. А. Рим­ский-Корсаков), с другой – творчество композиторов-новаторов, пытавшихся выйти за рамки традиционной классической музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский).
  2. Певческая культура. На рубеже веков в России выделяется целая плеяда знаменитых исполнителей музыкальных произведений: опер­ные и камерные певцы – лирический тенор Л. В. Собинов, сопрано А. В. Нежданова, бас Ф. И. Шаляпин. Отдельно следует рассматривать музыкально-театральное творчество композитора, поэта, актера и ис­полнителя собственных песен А. Н. Вертинского.
  3. Балет. К началу XX в. русский балет являлся лучшим в мире. В рус­ском балетном искусстве также существовали два направления: клас­сический балет (продолжение традиций М. Петипа, яркой предста­вительницей была ведущая балерина Мариинского театра М. Ф. Кшесинская) и «новый балет», главной отличительной чертой которого было сочетание балета с декорациями и костюмами (оформителями спектаклей становились знаменитые художники – К. Коровин, А. Бе­нуа, Л. Бакст, Н. Рерих). Один из известнейших постановщиков «но­вого балета» – М. Фокин, танцовщики – А. П. Павлова (знаменитая хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь») и В. Ф. Нижин­ский. На мировую сцену русский балет вывел С. П. Дягилев, органи­зовывавший «Русские сезоны за границей» – ежегодные выездные фестивали русской музыки и балета (с оформлением современных русских художников) в странах Европы (Франция, Англия), затем в США в 1907-1913 гг.
  4. В развитии русского театра рубежа веков прослеживаются две ос­новные тенденции. Во-первых, демократизация, то есть создание множества самостоятельных трупп и частных театров в провинции после указа 1882 г. об отмене государственной театральной моно­полии. Изменившим судьбу русского театра событием стало откры­тие К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Московского Художественного театра. Вторая тенденция – возник­новение русских театральных актерско-режиссерских школ. Тремя наиболее крупными режиссерами рубежа веков были: К. С. Стани­славский – создатель русской актерской психологической школы, то есть знаменитой «системы Станиславского» (две главные идеи: при создании спектакля ведущая роль принадлежит режиссеру, пе­ред каждым актером стоит «сверхзадача» – он должен не играть роль, а стать ею, передав зрителю всю глубину психологического образа), В. Э. Мейерхольд (создатель актерской системы «биоме­ханика») и Е. Б. Вахтангов.
  5. В самом конце XIX в. возникает совершенно новый вид искусст­ва – кинематограф (самый доступный публике, зачаток массовой культуры). Киноискусство быстро развивается в России: в 1903 г. появились первые стационарные кинотеатры, с 1907 г. началось регулярное производство кинофильмов (сначала были только до­кументальные фильмы, затем – игровые картины, но все фильмы были немыми и черно-белыми). Российские деятели кино: режис­серы – Я. А. Протазанов и А. А. Хонжонков, актеры – И. И. Моз­жухин, В. В. Холодная и др.

Значительную роль в развитии музыкально-театрального и других искусств сыграли меценаты (предприниматели, оказывавшие частную поддержку деятелям культуры), самыми известными из которых были С. И. Мамонтов (создатель Московской частной русской оперы, сделавший имение Абрам­цево центром художественной жизни России) и С. Т. Морозов (внес огром­ный вклад в финансирование Московского Художественного театра).