Направляющие схемы
Следующий тип схем – направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектно-онтологическими, так как выполнены в одном семиотическом материале (семиотика – от греч. semeiotikon,от semeion— это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.
Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание обучающихся на предмет обсуждения, организовать коммуникацию и помочь прийти к взаимопониманию.
Направляющие схемы создаются в процессе коллективного мышления в период работы группы над общим заданием. В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, – появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.
Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии учебной задачи, и объектов, отражающих мысли каждого коммуниканта.
Вовлечение школьников в создание направляющих схем очень значимо, так как это дает возможность:
- включить каждого участника группы в мыслительный процесс;
- удержать внимание учащихся на предмете обсуждения;
- вернуться к разговору об объекте и не упустить важный момент;
- организовать промежуточную и итоговую рефлексию.
Привести примеры направляющих схем невозможно, так как они появляются в процессе коммуникации и прекращают свое существование по окончании этого процесса.