Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием».

Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием».

Центром постижения души народа в поэзии Ахма­товой является поэма «Реквием». Она пронизана пре­дельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму — арест сына, мужа — и в то же время осознает и стремится выразить трагедию общенаци­онального масштаба. Именно слитность в испытани­ях с народом дает ей силу выстоять и творить. Поэма о личном человеческом горе стала произведением о тра­гической эпохе национальной истории.

Поэма весьма оригинальна в сюжетно-композици­онном отношении. Композиция обусловлена задачами автора. Прежде всего, речь идет о связи автора в стра­даниях со «стомильонным народом». Поэма была «за­казана», творчество должно было стать ответом на раз­гул бесчеловечных сил (прозаическое «Вместо преди­словия»). Поэтесса приняла на себя тяжкое бремя быть выразительницей общих чувств и посвящает свой труд «невольным подругам двух моих осатанелых лет» («По­священие»).

Основная часть произведения построена как свое­образное восхождение героини на Голгофу страданий.

Но связь с общенациональным аспектом размышлений постоянно поддерживается: через исторические ассо­циации («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлев­скими башнями выть»), фольклорность образов («Тихо льется тихий Дон…»).

Глубоко и достоверно воссоздается состояние страда­ющей матери, берегущей и теряющей после приговора надежду. Смерть теперь кажется желанной в сравне­нии с жизнью и подкрадывающимся безумием.

Особую роль играет в сюжете глава «Распятие». Би­блейские ассоциации позволяют обосновать мысль о том, что страдания матери ни прочувствовать кому-ли­бо другому, ни описать до конца достоверно нельзя, нет образов и красок, чтобы это сделать. Глава к тому же отчетливо связывает мысль о страдающей матери с по­нятием «Родина-мать». И тем самым подготавливают­ся обобщения и выводы «Эпилога».

История народа всегда изобиловала трагическими страницами, но главным ее содержанием оставалось творчество. Творчество преодолевало и «отрицало» тра­гедию. Трагедия возвеличивала и делала бессмертным творчество. Глубоко осознав эту истину, Ахматова за­вершает «Реквием» утверждением, что место памятни­ка ей, ее поэзии, если будет заслужен, только «здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Подлинная народность жизни, судьбы, поэзии была обретена здесь.

Опубликовано в Сочинения.