О духовности

О духовности

Смысл человеческого бытия определяется не только физи­ческим состоянием (здоровье, среда) отдельного человека, но и жизнью его души, состоянием его духа.

Проблема духовности во все времена была одной из самых сложных: ведь сфера духа, души человека наиболее тонкая, ча­сто неподдающаяся определению.

Автор текста знакомит читателей со следующей проблемой. Она состоит в том, что человек может быть духовным и безду­ховным, но понятие «духовность», с одной стороны, и понятие «культура» и «интеллигентность», с другой стороны, вовсе не равноценны, потому что есть преступники, любящие искусство, и есть честные люди, равнодушные к искусству.

Комментируя эту проблему, можно сказать, что человек, духовно богатый, видит в произведениях искусства то, что со­ответствует его высокому вкусу, его стремлению к прекрасному. А человек, равнодушный к искусству, часто нищ и беден духом; правда, его это не волнует. Духовные запросы человека, его стремление к прекрасному живут в нём постоянно, они бес­конечны и никогда полностью не могут быть удовлетворены.

Каково же мнение автора? По-настоящему духовно богатый человек может состояться в среде высоконравственных людей, с правильными жизненными установками, в среде тех, кто не приемлет насилия, лжи и подлости по своим убеждениям.

Эта авторская позиция представляется мне очень убедитель­ной. Доказательство первое. Человек живёт в общественной среде, и его духовность должна питаться положительными примерами, которые он видит в жизни, в искусстве. Искусство дарит человеку веру в добро, красоту, и эта вера делает его счастливым. Причём, если насущные конкретные житейские цели в жизни человека осуществимы, то стремление к пости­жению нового в искусстве живёт в нём постоянно и является непреходящей ценностью его личности.

Доказательство второе. Приобщение к прекрасному вооду­шевляет человека, наполняет его жизнь глубоким содержанием. В романе И.А. Гончарова «Обломов» есть эпизод, в котором главный герой слушает романс «Каста Дива» в исполнении Ольги Ильинской. И столько красоты и страсти в этом пении, что Илья Ильич понимает: он любим.

Своё рассуждение о роли духовности в жизни человека ав­тор завершает мыслью о том, что «духовное томление», жажда прекрасного естественны для каждого человека, оно органично присуще ему.