Объектно-онтологические схемы

Объектно-онтологические схемы

Объектно-онтологические схемы отражают объекты и предна­значены для понимания и осмысления новых знаний. «Онтология (от греч, on,род. падеж ontos- сущее, и логия) – раздел филосо­фии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности». Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) или идеальные (абстрактные), искус­ственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и струк­тура. Под сущностью понимается форма и специфическая осо­бенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объ­екте, их связей, взаимосвязей и отношений.

По своей сути все объектно-онтологические схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на уро­ках введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с по­мощью знаков, символов или слов.

Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево», где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры, где некоторые из эле­ментов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним.

Объектно-онтологические схемы либо создаются заранее и де­монстрируются при объяснении учителем нового материала, либо строятся педагогом в процессе объяснения.

В учебном процессе такие схемы имеют большое значение, так как:

  • способствуют «овладению сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в со­ответствии с содержанием конкретного учебного предмета»;
  • помогают выразить информацию в сжатой форме;
  • позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать;
  • повышают скорость восприятия, понимания и усвоения ин­формации;
  • способствуют активизации мыслительных процессов: мыш­ления, воображения, памяти.