Образ маленького человека в произведении Солженицына Один день Ивана Денисовича

Новая волна интереса к маленькому человеку в отечест­венной литературе поднялась в 60-70-е годы, когда люди несколько устали от парадности, шумихи, призывов к героизму и т.п. У писателей возникла настоятельная потребность ос­мыслить, а как же живет в эти внешне благополучные годы простой, обыкновенный, маленький человек (кстати, это поня­тие в эпоху 60-70-х годов приобрело и определенный соци­альный смысл, поскольку началось имущественное и прочее расслоение в социалистическом обществе. Можно сказать, что применительно к той эпохе маленький человек — это тот, кто живет в основном на зарплату и не пользуется никакими номенклатурными льготами). Одним из первых откликнулся на эту потребность Солженицын рассказом «Один день Ивана Денисовича». Солженицын показывает маленького человека в экстремальной ситуации — в лагере. Иван Денисович — одна из бесчисленных жертв повальных репрессий. Но не полити­ческий аспект интересует писателя в первую очередь, а нрав­ственный: Иван Денисович, один из миллионов ему подобных, простой, ничем не примечательный человек сохраняет силу духа, стойкость, мужество даже в этих нечеловеческих условиях.

Через весь рассказ проходит твердая уверенность: Иван Денисович не пропадет, выживет, а значит, не пропадет и на­род. Даже в лагерных условиях находясь на положении «ма­ленького» (даже посылок не получает), Иван Денисович не те­ряется: там где-то подработает, там немного схитрит, там помогут добрые люди, которых и в лагере хватает. Иван Де­нисович не ожесточился, не потерял ни чувства человеческого достоинства, ни глубоко знаменательных привычек порядоч­ности, которые как будто и ничего особенного собой не пред­ставляют, а все-таки позволяют человеку оставаться челове­ком. Казалось бы, пустяк, но Иван Денисович, несмотря на холод, никогда не ест, не сняв шапки — в этом проявление то­го исконного уважения к еде, к себе самому, к вековым обы­чаям и традициям, которое не искоренить никакими лагерны­ми порядками. Иван Денисович не стучит и к стукачам относится неодобрительно, не лижет мисок, в нем живы поня­тия о справедливости, которые выражаются всегда в очень практических житейских ситуациях: кому отдать лишнюю кишу, кому оставить покурить. Не потерял Иван Денисович и прочных нравственных критериев оценки человека. Но глав­ное, чем жив Иван Денисович, — это труд, работа, и не случайно он так заботливо прячет свой любимый, по руке мастерок — прячет как одну из немногих абсолютных и бес­спорных ценностей в этой жизни, наряду с хлебом. И не мо­жет рабочий человек Иван Денисович, чтобы раствор пропа­лил зря, и делает свое дело не кое-как (а казалось бы, чего особенно стараться — подневольный рабский труд не способ­ствует творческому горению), а со вкусом и душой, весь отда­ваясь процессу работы, до того даже, что жалеет, что рабочий день кончился. Не случайно картина труда во всем рассказе самая светлая, даже, как это ни парадоксально, оптимистиче­ская. И вообще весь рассказ проникнут парадоксальным оптимизмом, который основывается вот на этой уверенности — не пропадем! Солженицын своим рассказом поддержал одно­временно и гуманистическую традицию сочувствия малень­кому человеку, и традицию восхищения им, и ближе всего рассказ Солженицына стоит, по-видимому, к трактовке ма­ленького человека в творчестве Лескова.

Здесь искали:

  • анализ по литературе на один день восхищения
  • один день ивана денисовича аргументы
  • один день ивана денисовича аргументы для сочинения
Опубликовано в Сочинения.