Образование, наука, техника
Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования.
1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу-
дарственные образовательные учреждения на основных уровнях этой системы (школьное, среднее специальное, высшее), доступ в них получают представители различных слоев общества (преобладал сословный принцип создания учебных заведений). Помимо государственных, существуют и продолжают создаваться новые коммерческие учебные заведения.
Этапы развития системы образования в России в XVIII в.:
• при Петре I возникли два элемента системы образования: специальные, или профессиональные, учебные заведения (открытая в 1701 г. Навигацкая школа, а также математические, медицинские, инженерные, артиллерийские, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы), а также три вида сословных школ в провинции («цифирные» для разночинцев, епархиальные для духовенства и гарнизонные для солдат);
• в эпоху дворцовых переворотов усиливается сословная замкнутость учебных заведений (из рассчитанных на детей дворян, духовенства и разночинцев они превращаются в учебные заведения только для дворян, что фактически делает образование одной из дворянских привилегий): создаются дворянские корпуса (Сухопутный в 1731 г., Морской в 1752 г., Пажеский в 1750 г.). В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет (первый русский университет), где могли учиться представители и непривилегированных сословий;
• Екатерина II попыталась соединить обе тенденции: с одной стороны, в результате школьной реформы 1782-1786 гг. возникло множество народных училищ в провинции (они провозглашались всесословными и бесплатными, причем доступ в них имели и крепостные крестьяне), с другой – сохранялась и расширялась дворянская привилегия на образование (создание Смольного института благородных девиц для дворянский дочерей в 1764 г., двух новых кадетских корпусов и нового типа учебных заведения для дворян – так называемых благородных пансионов).
Таким образом, низший, то есть школьный, или общеобразовательный, уровень системы образования составляли народные школы и училища, среднее специальное образование давали различные профессиональные училища, кадетские корпуса и духовые семинарии, а высшее образование – Московский университет, Академия наук, духовные академии в Москве, Петербурге и Киеве, Горный институт в Петербурге.
Тем не менее уровень образованности российского общества оставался низким: наиболее образованным сословием было дворянство (хотя значительная часть провинциального дворянства не попадала ни в какие учебные заведения и довольствовалась домашним обучением), за ним следовали духовенство, солдаты и население городов (горожане также оказались весьма слабо вовлечены в систему образования). В XVIII в. был сделан важный шаг в развитии образования – доступ к нему начали получать крепостные. Факторы сословности и провинциальности замедляли развитие образования в России.
Вместе с учебными заведениями создается система учебников: «Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого и др.
В XVIII в. возникает отечественная система государственных научных учреждений, включавшая в себя Академию наук (указ о ее создании подписал Петр I в 1724 г., но открыта она была уже после его смерти, в 1725 г.) и массу учреждений при ней (обсерватория, лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад), Московский университет, Российскую академию (открыта в 1783 г. для изучения русского языка и литературы), музеи (первый русский музей – Кунсткамера – был открыт в 1719 г.). Если в эпоху дворцовых переворотов в Академии наук преобладали иностранцы (ее возглавлял немец И. Шумахер в должности секретаря), то во второй половине XVIII в. постепенно растет число русских ученых (первым президентом Академии наук стала Е. Р. Дашкова).
- Научно-технические открытия. Становление системы науки и образования привело к выдвижению множества ученых и массе научно- технических изобретений (XVIII в. – эпоха создания основ фундаментальной российской науки). Основные события:
- географические экспедиции Академии наук: две камчатские экспедиции 1725-1730 и 1733-1743 гг. под руководством В. Беринга (исследование Аляски и Алеутских островов, публикация в 1756 г. «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинникова – участника второй экспедиции), экспедиции в Сибирь («Атлас Российской империи» И. К. Кириллова), Поволжье, на Урал, Каспий и др.;
- возникновение российской исторической науки (выдвижение норманнской теории Миллера, Байера и Шлецера, антинорманнизм М. В. Ломоносова, «История Российская» В. Н. Татищева, труды князя М. М. Щербатова, генерал-майора И. Н. Болтина);
- открытия в естественных науках (анатомический атлас М. И. Шеина, закон сохранения материи М. В. Ломоносова) и технике (первый токарный станок А. И. Нартова, Царь-колокол И. Ф. и М. И. Материных, первая паровая машина И. И. Ползунова, микроскоп, прожектор и одноарочный мост через Неву И. П. Кулибина).
Отдельно стоят научные открытия и просветительская деятельность М. В. Ломоносова, который был одновременно химиком, физиком, астрономом, приборостроителем, географом, а также поэтом и историком.