Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж

Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж.

Уже вступительная ремарка расширяет простран­ство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой сельский вид». Конфликт и расстановка действу­ющих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Мо­сква, куда едет Тихон и откуда приезжает Борис, Си­бирь, куда он собирается, русские просторы, о которых напоминают звучащие песни, образуют фон основного столкновения.

С первых сцен в пьесе нарастает предгрозовое ощу­щение кризиса, приближающейся катастрофы. И по­люсами, стремление к которым может разорвать при­вычные устои жизни, являются в «Грозе» Кабаниха и Катерина. Они отличаются от иных персонажей си­лой характера, готовностью не уступать, защищая свои ценности, представления о жизни.

Именно к более духовной, свободной и нравственно чистой жизни стремилась Катерина. Характерно значе­ние ее имени — «вечно чистая». Она человек не менее сильный и волевой, чем ее свекровь. В ее натуре орга­нически соединяются традиции подлинной русской патриархальной, народно-бытовой нравственности и свободно и добровольно принимаемые душой христиан­ские принципы, чуждые лицемерия, мистицизма. Не страх, а любовь одухотворяют ее веру. В воспоминани­ях и мечтах Катерины мир един, красочен, поэтичен. Она воспринимает как части единого прекрасного бо­жественного замысла природу, чистосердечную молит­ву, любовь. Не формальное следование церковным или мирским правилам, а свободный выбор нравственно полноценной души — вот ее идеал.

Она и на связь с Борисом идет больше от отчаяния, потому что не может достучаться до чьей-либо души. А Борис хотя бы внешне отличается от грубых, лжи­вых, бессердечных, равнодушных людей, хотя бы го­ворит о любви. Но это любовь, которая влечет герои­ню, устремленную к небу, в овраг. Здесь не тесно Вар­варе и Кудряшу, но неуютно душе жаждущей свободы и нравственной чистоты Катерины. В мире же Калино­ва эти понятия оказываются несовместимыми.

Нарастают внутренние противоречия незаурядной героини, приводящие ее к трагедии. Трагическое в ли­тературе возникает только в связи с героем нравственно сильным, полноценным, оказавшимся жертвой нераз­решимых жизненных противоречий. Герой действует решительно и свободно, но избежать страданий и гибе­ли его жизненных ценностей не может. Причиной тра­гического конца становится не гибельная случайность, а несовпадение идеалов и устремлений трагического ге­роя и существующего миропорядка.

Все эти признаки трагического образа мы видим в связи с Катериной. Мир, в котором вынуждена суще­ствовать, но с которым не хочет мириться Катерина, оставляет ей только одну возможность вырваться из своих гнетущих объятий: пойти по пути лжи, обмана. Ступив на этот путь, она входит в непримиримое про­тиворечие с собственными принципами, изменяет уже своим идеалам. Круг замыкается, и самоубийство явля­ется единственным способом вырваться из условий су­ществования, которые не удовлетворяют представлени­ям героини о подлинно человеческой жизни.

Катерина говорит Борису: «Мне умереть не страш­но, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом та­кая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». Она умирает, всенародно покаявшись, нравственно очистившись. Только формально верую­щая, бездушная Кабаниха будет беспощадной к «погу­бившей душу», а «кто любит, тот будет молиться». Не случайно же последний штрих портрета уже умершей героини сближает ее со святыми великомученицами: «А точно, ребяты, как живая!»

Здесь искали:

  • Катерина как трагический персонаж
  • кому катерина говорила мне умереть не страшно а как подумаю
  • куда едет Тихон
Опубликовано в Сочинения.