Пафос (от греч. pathos — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — эмоционально-оценочное отношение писателя к тому, что он изображает. Пафос определяет общую эмоциональную тональность произведения. Понятие «пафоса» было введено Аристотелем (пафос, этос, логос) и имело первоначально лишь трагедийную окраску. Затем Гегель расширяет значение данного термина, подразумевая под ним высокую страсть, торжественное постижение художником сущности изображаемого. «В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо <…>. Пафос простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстного стремления. В философии идея является бесплотною; через пафос она превращается в тело, в действительный факт, в живое создание», — писал В.Г. Белинский.
Существуют следующие виды пафоса: героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, сатирический, комический.